Зрелая классика. Платон. Периодизация творчества и общая характеристика его сочинений. Учение о душе и припоминании.

Философия Платона выявила новую гуманистическую ориентацию. Он жил во времена расцвета Афин, в атмосфере высочайшей культуры античности. По своей форме работы Платона были уникальным явлением среди философских работ: 1) все они, за небольшим исключением, являются диалогами; 2) Платон был не только мыслителем, но и великим писателем; 3) в диалогах Платона говорят и действуют современные ему люди науки, политики и представители других профессий; 4) в диалогах звучит разговорная речь. Установление последовательности написания диалогов имеет большое значение для истории античной философии: диалоги раннего периода, или сократические; диалоги среднего периода, или конструктивные; диалоги позднего периода, или диалектические. Диалоги раннего периода: в них ставится задача определения этических понятий. К этой первой группе принадлежат следующие диалоги: «Евтифрон», «Хармид», первая книга «Государства», «Протагор» и «Горгий», к ним примыкает также «В защиту Сократа». 2. Диалоги среднего периода: в них развиваются собственные позитивные теории, которые связаны друг с другом в систему; включают в себя дуалистические формулировки учения об идеях. 3. Диалоги позднего периода: являются диалектическими по своему методу («Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий», «Законы»). Учение о душе. Платон создал как новое понятие души, так и новое понятие идеи. Сохраняя биологическое понимание души, Платон в то же время отказался от ее материальной трактовки. Душа, являясь жизненным фактором, противостоит материи, так как материя по своей природе пассивна, душа же – источник движения. Познание – это функция души, а не тела. «Общие характеристики» познает не тело, а душа; что же касается того, что познание устанавливает единое, необходимо допустить, что душа познает и во всех других случаях. Тело и его чувства являются для души орудием познания. Платон усматривал в человеке бессмертный элемент. Признание души нематериальной привело к острому противопоставлению ее с телом. Платонизм был не только дуализмом идеи и вещи, но и дуализмом души и тела. Этот дуализм выражался в следующих положениях: душа не материальна; она отделена от тела, независима от него; в отличие от тела, которое состоит из частей, душа цельна и несоставима; душа более совершенна, чем тело.