Создание Смольного монастыря

В 1744 году Елизавета приказала построить вдали от города в излучине Невы монастырь, в котором по ее замыслу должны были воспитываться девушки из благородных семей. Официальное первоначальное название обители - "Воскресенский Новодевичий монастырь", однако со временем он стал именоваться просто Смольным монастырем. Название "Смольный" связано с историей этого района города: при Петре I здесь находился Смоляной двор, где хранили смолу и готовили деготь для строительства кораблей. Построенный неподалеку загородный дом Петра стали называть Смольным домом. аказ на возведение монастыря получил Растрелли. Ему было предписано возвести здесь небывалый по красоте и величию монастырский ансамбль с огромной колокольней. Почти четыре года архитектор работал над проектами монастыря, и только летом 1748 года состоялась закладка келий, а осенью этого же года - собора. Проект собора архитектору пришлось переделывать несколько раз, потому что вначале предполагалось, что он будет одноглавым, а через некоторое время императрица приказала сделать его пятиглавым. Только в 1750 году смогли приступить к изготовлению модели собораДеревянная модель Смольного собора изготавливалась шесть лет, и сама по себе стала настоящим произведением искусства. Детали этой модели выполняли русские плотники, присланные с партикулярной верфи, руководил же работой сам архитектор. Рассматривая эту модель сегодня, мы можем точно представить, что монастырь, согласно замыслу, должен был стать ансамблем, в центре которого возвышается пятиглавый собор Воскресения Христова, вокруг собора - корпуса с кельями, покоями настоятельницы, библиотекой, четырьмя меньшими церквями и грандиозной колокольней. Весь комплекс планировали обнести оградой с башнями по углам. Христова, вокруг собора - корпуса с кельями, покоями настоятельницы, библиотекой, четырьмя меньшими церквями и грандиозной колокольней. Весь комплекс планировали обнести оградой с башнями по углам.

Когда изготовление модели собора было закончено, на нескольких подводах ее перевезли к месту строительства и установили в специальной "модельной светлице". Теперь строители могли работать, постоянно сверяясь с моделью. Сегодня удивительная деревянная модель Смольного собора хранится в музее Академии художеств.

Посмотреть на то, как идут работы, и на модель будущего монастыря в мае 1754 года приезжала сама императрица. Елизавета осталась довольна.

На строительстве монастыря трудились сотни мастеров, работы по забиванию свай выполняли солдаты. Сам Растрелли постоянно находился на стройке. Жилые здания и малые церкви построили довольно быстро, сооружение же собора шло медленнее. Но особенно большие трудности возникли при возведении колокольни. Императрица хотела, чтобы колокольня ее собора была выше, чем колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, а колокол весил бы около 12 тыс. пудов и был бы в диаметре 6,5 метров.

Сначала искали мастеров, которые могли бы отлить такой колокол, потом решали проблемы с тем, как поднимать такую громадину наверх. Но грандиозной колокольне не суждено было подняться над Петербургом: после смерти Елизаветы Петровны в 1761 году строительство прекратили, а когда императрицей стала Екатерина II, она поручила архитектору Ю. Фельтену просто завершить работы в монастырском комплексе.

Смольный собор уже больше двух веков украшает Санкт - Петербург и по праву считается не только самым совершенным творением Растрелли, но и одним из величайших шедевров мировой архитектуры. Шли десятилетия, менялась мода на архитектурные стили, но Смольный собор, как истинное сокровище, остается вне моды и вне времени.