Античные толкования проблемы происхождения живого

На основе умозрительных представлений античных натурфилософов сложились два противоположных подхода к решению вопроса о происхождении жизни.

1) религиозно-идеалистический, который исходил из того, что возникновение жизни не могло осуществляться естественным, закономерным образом на Земле. Жизнь является следствием Божественного творческого акта (креационизм, лат. creatio – создание), и потому всем существам свойственна особая, независимая от материального мира «жизненная сила» (vis vitalis), которая направляет все процессы жизни (витализм, лат. vitalis – жизненный, животворный, живой).

2) материалистический подход, в основе которого лежало представление о том, что живое может возникнуть из неживого, органическое из неорганического под влиянием естественных факторов.

В древней натурфилософии еще нет идеи генетической связи между видами, представления об историческом развитии животного мира.

Рассмотрим первые, так называемые, материалистические подходы объяснения происхождения живого от неживого.

Анаксимандр (610 – 546 до н.э.) считал, что мир возник из единого и вечного материального первоначала – «апейрона», что значит «беспредельное», он считал апейрон материей неопределенной, находящейся в вечном движении. Живые существа, согласно учению Анаксимандра, образуются из апейрона по тем же законам, что и предметы неживой природы. Первые животные были покрыты чешуей, достигнув зрелости, они вышли на сушу, чешуя их лопнула и освободившись от нее они начали вести свойственный каждому их образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от друга. В отношении человека Анаксимандр, уже допускал возможность его происхождения от организмов другого вида.

Еще более, как считается современниками, обстоятельная теория происхождения живого была создана Эмпедоклом, с именем которого связывают первую догадку о том, что существуют ископаемые остатки вымерших организмов.

Эмпедокл (490 – 430 до н.э.) заложил в основу своего учения представление о четырех элементах (стихиях), или «корнях». Четыре элемента мировой материи (огонь, воздух, вода и земля) состоят из вечных частиц, которые, вступая в соединение друг с другом в разных количественных соотношениях образуют различные живые и неживые тела природы. Взаимодействие частиц происходит под влиянием противоположных сил: силы «любви», соединяющей частицы и силы «вражды» - разъединяющей их. Эти две силы – двигатели всех процессов во Вселенной.

Возникновение живых существ Эмпедокл представлял себе так: жизнь началась на нашей планете до того, как народилось Солнце. В ту пору землю непрерывно орошали обильные дожди. Поверхность Земли превратилась в тинообразную массу. Из недр Земли, которая содержит внутренний огонь, наружу периодически прорывался огонь, который поднимал вверх комья тины, принимавшей различную форму. В этом взаимодействии земли, воды, воздуха и огня создавались растения – предшественники подлинных живых существ. А со временем стали появляться животные формы, но это были причудливые существа.

Эмпедокл, как считают современники, предвосхитил дарвиновскую идею естественно отбора. Несмотря на всю нелогичность представления, и у Эмпедокла и у Дарвина решающая роль принадлежит случаю и отрицается телеологизм – принцип целесообразной направленности органического развития.

Питание и рост живых организмов Эмпедокл, объяснял стремлением частиц соединяться с себе подобными. Интересно отметить, что Эмпедокл считал, что слух зависит от напора воздуха на ушной хрящ, который как колокольчик колеблется под напором воздуха.