Искусство Средних веков

АПСИДА – полукруглый или граненый выступ с восточной стороны христианского храма для алтаря, перекрытый полукуполом; аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма.

АЛТАРЬ - жертвенник, место жертвоприношения. В христианском храме – жертвенный тол, престол, расположенный в алтарном выступе-апсиде.

АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ – арка, описанная по полуокружности.

АРКА ПОДПРУЖНАЯ – арка, укрепляющая и поддерживающая своды.

АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ - арка, состоящая из двух дуг, пересекающихся под углом, имеющая стрелу подъема.

АРКБУТАН – открытая полуарка, переносящая давление свода (распор) на контрфорс, элемент готической конструкции.

АРХИВОЛЬТ – наружная, архитектурно оформленная поверхность арки, как правило, в виде профилированной дуги.

БАЗИЛИКА – здание прямоугольной в плане формы, разделенное продольными рядами колонн или столбов на несколько галерей – нефов. Средний неф обычно шире и выше боковых.

ВЕНОК КАПЕЛЛ – расположение рядом лежащих капелл по периметру хора с обходом в алтарной части романского и готического храмов.

ВИМПЕРГ – высокий остроконечный резной фронтон над окном или дверным проемом.

ВИТРАЖ – произведение декоративного искусства сюжетного или орнаментального характера, выполненное из разноцветного стекла и рассчитанное на сквозное освещение в оконном проеме. Характерная особенность готической архитектуры. Готический витраж состоял из сравнительно мелких и разнообразных по форме цветных стекол, скрепленных свинцовым обрамлением.

ГАЛЕРЕЯ КОРОЛЕЙ – горизонтальные ярусы библейских царей и пророков на фасадах романских и готических храмов, отождествляемых с королями Франции.

ГОТИКА - последняя фаза развития средневекового искусства в Европе. Происходит от слова «готы», названия кочевых племен, вторгшихся в Италию во время «великого переселения народов». Для римлян «готы» - синоним «варвары».

ГУРТ, НЕРВЮРА - выступающее, профилированное ребро готического свода, основа его конструкцию. Каркас нервюр воспринимает и передает нагрузку свода на его опоры.

ДЕАМБУЛАТОРИЙ – сквозной проход, галерея вокруг хора в романском и готическом храме, соединяющий боковые нефы.

ИМПОСТ – основание арки, пята арки, плита, составляющая верхнюю часть капители, на которую опирается арка.

ИНИЦИАЛ – исполненная художником орнаментально-декоративная композиция начальной буквы в средневековой рукописной книге.

КАПЕЛЛА – католическая часовня, домовая частная церковь, придел в христианском храме.

КАРТУШ – лепное или графическое украшение в виде обрамленного завитками щита или свитка с завернувшимися краями, служит фоном, плоскостью для надписей, вензелей, эмблем, гербов, сюжетных и орнаментальных изображений.

КЛУАТР – внутренний монастырский двор, как правило, с южной стороны храма, окруженный галереями.

КОНСОЛЬ – выступ в стене, поддерживающий карниз, балкон, статую, арку и пр.

КОНТРФОРС – вертикальный, суживающийся кверху выступ стены, усиливающий ее устойчивость, воспринимающий распор свода, передаваемый аркбутаном.

КОНХА – перекрытие апсиды в виде полукупола, четвертой части сферы.

КОРАБЛЬ, НЕФ – галерея, одна из частей интерьера базилики, отделенная от других опорами, колоннами, столбами. В храме может быть от одного до семи нефов.

КРЕСТОЦВЕТ – в готической архитектуре завершение фронтонов и башен в виде цветка с одной или двумя парами горизонтальных ответвлений от «стебля».

КУПОЛ – сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария.

ЛЮНЕТА – поле над дверью, окном, частью стены, заключенное между аркой и ее опорами, часто украшенное живописными или скульптурными изображениями.

МАНДОРЛА – принятое в христианской иконописи изображение миндалевидного сияния вокруг фигур Христа или Богоматери.

МИНИАТЮРА – иллюстрация в средневековой рукописи. Слово происходит от названия красной краски, «миния», которая широко использовалась для выделения заглавных букв в оформлении рукописных книг.

МОЗАИКА – вид средневековой монументальной живописи: композиция, составленная из кусочков камня или кубиков смальты, набранных на известковом или цементном основании.

МЕРОВИНГИ – одна из первых династий франкских королей (481-751 г.г.).

НАРТЕКС – входное помещение храма в виде закрытой галереи или открытого портика.

НИМБ – символ святости, изображение сияния вокруг головы Христа, Богоматери и святых в виде круга.

ОРАТОРИЙ – молельня, маленькая часовня в христианской архитектуре.

ПАРУСА – вогнутые треугольники, соединяющие круглое основание купола с четырехугольной формой опор. Изобретение византийских зодчих. Купол на парусах – характерная особенность конструкции христианских храмов.

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ – вид художественной обработки металла, состоящий в заполнении разноцветными эмалевыми сплавами мелких углублений, образованных тонкими перегородками из металлической проволоки, прикрепленных к его поверхности.

ПИНАКЛЬ. ПИНАКЛИ – декоративные башенки, завершенные остроконечными пирамидками и увенчивающие контрфорсы и другие части перекрытий готических сооружений.

ПИКСИДА – небольшой сосуд для благовоний или ювелирных украшений, как правило, из драгоценных металлов и богато орнаментированный.

ПОРТАЛ – архитектурно обработанный, парадно оформленный вход в общественное здание, храм, дворец.

ПОТИР – церковная чаша для причастия в виде удлиненного, расширяющегося кверху

сосуда на массивном основании. Изготовляется из дорогих материалов: золота, серебра, бронзы, стекла, и богато изукрашивается.

РЕЛИКВАРИЙ – в католическом храме богато украшенное вместилище для хранения реликвий: мощей святых, частей их одежды или быта и пр. Реликварии имеют самые разнообразные формы: сосуды, башенки, ларцы, бюсты святых, статуэтки, кресты, складни, уменьшенные копии храмов и т.п.

РЕТАБЛО, РЕТАБЛЬ – запрестольный алтарь, высокое многоярусное сооружение, включающее живописные и скульптурные изображения.

РИЗНИЦА. САКРИСТИЯ – в католической церкви помещение для хранения церковных облачений и утвари.

РОЗА – круглое большое окно на фасадах романских и готических храмов с переплетами сложного рисунка наподобие каменного кружевного узора. Часто выполняется в технике витража.

СКРИПТОРИЙ – специальное помещение в христианских монастырях, предназначенное для изготовления и переписки рукописных религиозных книг.

СМАЛЬТА – стекловидная масса, окрашенная окислами металлов в разные цвета. Широко использовалась в Византии как мозаичный материал.

СРЕДОКРЕСТИЕ – место пересечения продольных и поперечного нефов в базилике.

ТИМПАН – внутреннее поле фронтона, пространство над дверью или окном, имеющее треугольное, полуциркульное или стрельчатое очертание.

ТРАВЕЯ – пространственная ячейка нефа под одним сводом, ограниченная четырьмя опорами.

ТРАНСЕПТ – поперечный неф в романском и готическом храмах. Располагается, как правило, в восточной части храма и отделяет алтарь от основного его пространства

ТРАПЕЗНАЯ – общая монастырская столовая с подсобными помещениями.

ТРИФОРИЙ – продольная боковая декоративная галерея в толще стены центрального нефа, открытая в боковые нефы тройными или двойными проемами и отделяющая нижние арки от верхнего яруса окон.

return false">ссылка скрыта

ФИАЛ – декоративное увенчание пинаклей и контрфорсов в виде фигурного шпиля или стержня с крестоцветом.

ФИБУЛА – декоративная застежка для плаща или любой верхней одежды в виде броши круглой или овальной формы.

ФРОНТОН – треугольное поле, треугольник, образуемый двускатной крышей здания и карнизом на восточном и западном фасадах.

ХОР – восточная часть христианского храма, где во время богослужения находятся духовенство или певчие. Обычно располагается в западной части храма, над входом.

ЩИПЕЦ – верхняя часть фасадной стены в форме угла, ограниченного двумя скатами крыши и, в отличие от фронтона, не отделенная от стен горизонтальным карнизом.

ЭМПОРЫ – галерея над входом или боковыми нефами, открытая в центральный неф.