Становлений советской дошкольной педагогики

.Методические пособия, издававшиеся в России в дореволюцион­ный период, как правило, одновременно семье и дет­скому саду, состояла в ознакомлении родителей и воспитателей с содержанием обучения детей математике.

Наиболее Полно содержание и методы изучения с детьми до­школьного возраста математического материала отражены в методи­ческом пособии «Математика в детском саду», составленном В. А. Кемница 1912 г. по результатам практической работы с детьми в семейной обстановке. В пособии представлены беседы с детьми, практические работы, игры, упражнения, направленные на первона­чальное математическое развитие детей до 7—8 лет. Методика здесь строится по принципу последовательного усложнения, но­вое знание базируется на понимании и прочном усвоении преды­дущего материала.

Книга содержит беседы и занятия, способствующие усвоению понятий, которыми пользуются при различных практических вычисле­ниях и измерениях: «один», «много», «несколько», «пара», «равный», «больше», «меньше», «столько же», «такой же» и др. Основной задачей являемся изучение чисел от 1 до 10, причем каждое из них рассматривается отдельно. В этом процессе участвуют все анали­заторы: зрительный, слуховой, двигательный и т. д. Одновременно на наглядном материале дети усваивают действия над этими числами.

В ходе бесед и занятий дети овладевают геометрическими, про­странственными и временными представлениями, получают знания о делении целого на части, величинах, измерении.

В годы Советской власти методические пособия, руководства, программа, методика обучения детей дошкольного возраста разраба­тывались Л. В. Глаголевой, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер. Ими определена достаточно разнообразная программа развития у детей числовых представлений, знаний о величинах и измерении, форме, пространстве и времени.

Широкое развитие сети детских садов в первые годы Советской власти потребовало разработки принципиально новой системы общественного дошкольного воспитания. Советская дошкольная педагогика развивалась в борьбе с различными буржуазными системами и теориями: теорией свободного воспитания, саморазви­тия, методом проектов и др. Влияние этих идей не могло не ска­заться на результатах деятельности педагогов, разрабатывающих методические руководства и программы первоначального матема­тического развития детей до школы.

До 1939 г. в детских садах Ленинграда детей обучали сче­ту по методике Л. В. Глаголевой. В ряде ее методических посо­бий: «Преподавание арифметики лабораторным методом» (1919); «Сравнения величин предметов в нулевых группах школ» (1930); «Математика в нулевых группах» (1930) —раскрыты содержание, методы и приемы формирования у детей первоначальных представ­лений о числах, величинах и их измерении, делении целого на равные части.

В методике обучения счету Л. В. Глаголева рекомендовала опи­раться на обе господствовавшие в то время теории: восприятия чисел путем счета и путем образа (числовые фигуры и группировки предметов). Во всех пособиях, разработанных ею, прослеживается мысль о необходимости идти при обучении от числа к числу. Это дает возможность формировать понятия числа во всех отношениях к другим числам (монографический метод).

Л. В. Глаголева пропагандировала разнообразие методов обуче­ния. При этом большое значение имел каждый из них: лабо­раторный метод (отработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (за­крепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий). Игра рассматривалась ею как метод обучения на занятиях по счету.

Е. И. Тихеева, известный общественный деятель в области просвещения, педагог-методист, считала, что формирование число­вых представлений должно осуществляться у ребенка естественно в ходе его развития, без принуждения и давления. Отсюда и требования к объему знаний, материалу, методам, разработан­ным ею. Эти требования сводятся к необходимости создания ус­ловий для легкого и непринужденного усвоения знаний. Такое ус­воение возможно обеспечить не в условиях коллективного обучения, считала Е. И. Тихеева, а в игре и повседневной детской жизни. В своих книгах «Современный детский сад» (1920), «Счет в жизни маленьких детей» (1920) Е. И. Тихеева высказывается против систематического обучения дошкольников. Она считает, что до семи лет дети должны сами научиться считать в процессе повседневной жизни и игры. В то же время она возражает и против полной стихийности обучения. Для закрепления количественных представ­лений, полученных детьми в жизни, рекомендовались специальные игры-занятия с разработанным ею дидактическим материалом. Для легкого и незаметного усвоения счета Е. И. Тихеевой созданы пособия типа парных карточек, лото и др. Кроме этого, она раз­работала 60 задач для игр-занятий на закрепление количественных и пространственных представлений, объясняя необходимость их тем, что математика как точная наука требует систематизации в усво­ении числовых представлений. В качестве счетного материала ре­комендовалось использовать естественный материал — камешки, бо­бы, листья, шишки, а также мелкие игрушки, пуговицы, ленточки и т. п.

Е. И. Тихеева определила и объем знаний, которым должны об­ладать дети. Особо подчеркивалось при этом значение правильного усвоения ими в дошкольном возрасте первого десятка, что является прочным фундаментом дальнейшего математического развития. Она считала необходимым знакомить детей и с цифрами, для чего ввела игры с парными карточками, на одной из которых написаны цифры, а на другой — числовые фигуры. Е. И. Тихеева рекомендовала использовать счетные ящики, в которые укладывались мелкие пред­меты, в соответствии с указанной цифрой или числовой фигурой. Предлагалось также подкладывать цифры к группам игрушек, раз­ложенных в разных местах комнаты.

На основе всех этих заданий Е. И. Тихеева знакомила детей с действиями сложения и вычитания и с их «записью» при по­мощи готовых карточек, на которых написаны цифры и знаки. Наря­ду с примерами вводились и задачи. Для этого рекомендова­лось использовать каждый подходящий случай. «Было у мальчика две конфетки. Одну он съел. Налицо задача,— говорит Е. И. Тихе­ева,— сколько конфет осталось?» Она считала, что на основе составления и решения задач из практической жизни, по картинкам дети в состоянии перейти к решению устных задач по представлению. Е. И. Тихеева рекомендовала также приучать детей к самостоятель­ному составлению задач, пользуясь для этих целей мелкими игруш­ками и предметами.

Большое внимание уделяла Е. И. Тихеева ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше — меньше, шире — уже, длиннее — короче и др. В ходе игр на различение размеров считала возможным познакомить детей 5—б лет с измерением с помощью общепринятых мер. С этой целью она знакомила детей с аршином (мера измерения, широко используемая в те годы) и учила обращению с ним. Дети получали также представле­ние об объеме, измеряя стаканом емкость сосуда. Для знакомства с массой и объемом различных предметов Е. И. Тихеева использовала весы, .. раскрывала функциональную зависимость массы от объема. Она указывала, что все эти виды измерений не должны быть бесцельными и носить чисто учебный характер; необходимо включить их в игры, связывая приобретенные знания с практически­ми задачами (например, игра в магазин).

return false">ссылка скрыта

При подготовке детей к школе Е. И. Тихеева отмечала зна­чимость обучения грамоте и счету. При этом признавалось лишь индивидуальное обучение. Однако игры, пособия, созданные ею, пред­назначались для совместного пользования (лото, домино). Дидак­тические пособия выполняли обучающую роль. По мнению Е. И. Ти­хеевой, воспитатель должен организовать процесс самообучения и лишь осуществлять контроль за выполнением детьми правил игры. Такое утверждение явилось результатом переоценки значения дидак­тических игр и использования игрушек, так называемого принци­па автодидактизма (Ф. Фребель, М. Монтессори и др.). Роль же прямого обучения и воздействия воспитателя на ребенка явно не­дооценивалась.

Замечательный мастер-практик, глубоко знающий ребенка, Е. И. Тихеева чувствовала необходимость обучения, последователь­ного усложнения учебного материала, однако в своих рекомендациях опиралась на широко распространенную в то время теорию свободно­го воспитания.

Несмотря на ошибочность некоторых взглядов, ряд общепедагоги­ческих высказываний Е. И. Тихеевой и ее пособия по счету не утра­тили своей ценности и до сих пор. Они вошли в общий фонд со­ветской дошкольной педагогики.

Дальнейшая разработка вопросов методики формирования мате­матических представлений была предпринята педагогом Ф. Н. Блехер. Основные мысли о содержании и методах обучения изложены в книге «Математика в детском саду и нулевой группе» (1934), которая стала первым учебным пособием и программой по математи­ке для советского детского сада.

В программе обучения детей счету, разработанной Ф. К. Блехер, использовались данные зарубежных психологов о времени и сроках восприятия ребенком разных чисел и предлагалось научить детей 3—4-летнего возраста различать и выделять понятия «много» и «один», формировать у них представление о числах 1, 2, 3 на основе восприятия соответствующих совокупностей и определения их словом — числительным. В среднем дошкольном возрасте (5—6 лет) — определять количественные характеристики предметов в пределах 10. На основе счета сравнивать числа, пользоваться по­рядковым счетом. В старшей группе (6—7 лет) —, знать состав чисел, цифры, практически составлять числа из меньших групп, произ­водить действия сложения и вычитания, освоить второй десяток, научиться решать простые арифметические задачи, близкие по со­держанию жизненному опыту детей.

Согласно содержанию обучения, разработанного Ф. Н. Блехер, детей вводили в мир пространственных, временных отношений предметов и явлений окружающего мира. В играх они усваивали приемы сравнения предметов по размерам, знакомились с геометрическими фигурами, пространственными направлениями, способами оценки временной длительности.

Для реализации поставленных задач Ф. Н. Блехер рекомен­довала использовать два сюжета: формировать у детей количествен­ные представления попутно, используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни, и проводить специальные игры и занятия. По ее мнению, дети должны активно участвовать в практических жизненных ситуациях (например, выяснять, сколько кроваток потре­буется только что купленным куклам, определять самостоятельно, путем подсчета по календарю, количество дней до праздника), выпол­нять поручения взрослых. В играх, на занятиях, действуя с наг­лядным материалом, упражняться в образовании групп предметов, сравнивать, отсчитывать, составлять числа из меньших, находить цифры, показывающие то или иное количество, и т. д. Обучение на занятиях понималось ею своеобразно.

Ф. Н. Блехер считала, что формировать у детей количествен­ные представления следует как на основе счета, так и в процессе восприятия групп предметов. Разработанная ею методика обучения во многом отражала идеи монографического метода: идти в обу­чении от числа к числу, строить обучение на целостном восприятии групп предметов, рассматривать запоминание случаев состава чисел как подготовку к простейшим арифметическим действиям, использо­вать числовые фигуры и т. д.

Вслед за Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребелем Ф. Н. Блехер считала счет средством не только умственного, но и всестороннего развития детей. Счет включался ею в процесс по­следовательного присоединения предметов (создания групп). Про­цесс создания групп идет путем присоединения единицы: группа из двух предметов образуется, когда к одному предмету присоеди­няется другой, и, присоединив к двум еще один, получаем груп­пу из трех предметов и т. д. Все эти действия проделывает сам ребенок.

Таким образом, Ф. Н. Блехер считала, что в основе формиро­вания количественных представлений лежат практические активные действия детей с предметами и счет. Счет вводился начиная со сред­ней дошкольной группы. В младшей же группе основное внимание уделялось восприятию групп в количестве двух-трех предметов.

Ф. Н. 'Блехер указывала, что учить детей считать легче и удобнее при условии линейного расположения предметов. Это ведет к усвоению порядка расположения чисел, познанию отношений между ними и в дальнейшем к операции над числами. Большое значение она придавала и числовым фигурам, дающим возможность обозре­вать группу в целом, видеть, из каких меньших групп она состоит.

Таким образом, Ф. Н. Блехер разработала не только содержа­ние обучения математическим знаниям детей дошкольного возраста, но и некоторые методы, преимущественно игровые. Созданные ею игры по нынешний день используются в дошкольных учреждениях для формирования и закрепления математических представлений и раз-нития умственных способностей детей. Как считала Ф. Н. Блехер, дидактические игры, хотя и являются одним из важных приемов обучения, все же не могут заменить другие его формы и методы.

В начале XX в. монографический метод, получивший широкое распространение в детских садах, был некритично воспринят до­школьными работниками. Вплоть до 50-х годов формирование чис­ловых представлений у детей осуществлялось именно по этому мето­ду. Естественно, что и методические разработки того времени содер­жали в себе некоторые идеи монографического метода. В большей мере они нашли отражение в работах Ф. Н. Блехер, Л. В. Гла­голевой, о чем свидетельствует обилие предлагаемых ими упражне­ний на распознавание, подбор изображения, изучение состава чисел.

Труды Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер и др. послужили основой дальнейшей разработки и совершенствования психолого-педагоги­ческих методов первоначального формирования математических представлений.

§ 4. Влияние психолого-педагогических исследований и передового педагогического опыта на развитие методики

Разработка психолого-педагогических вопросов методики форми­рования начальных математических представлений у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста в 30—50-е годы строилась па основе методологических позиций советской психологии и педа­гогики. Изучались закономерности становления представлений о чис­ле, развитии счетной, вычислительной деятельности, обосновывалась необходимость начинать обучение детей с раннего возраста, иначале с восприятия множества предметов, с последующим обучением детей счету, выделению отношений между числами, раз­рабатывались дидактические материалы, пособия, игры. Значитель­ное влияние на этот процесс оказала работа К. Ф. Лебединце-па «Развитие числовых представлений в раннем детстве» (Киев, 1923).

К. Ф. Лебединцев пришел к выводу, что первые представления о числах в пределах пяти возникают у детей на основе раз­личения групп предметов, восприятия множеств. А далее, за преде­лами этих небольших совокупностей, основная роль в формировании понятия числа принадлежит счету, который вытесняет восприятие множеств.

Вопросы развития представлений о множестве предметов у детей, закономерности перехода от восприятия множеств к числу исследо-иались психологом И, А. Френкелем и математиком-методистом Л. А. Яблоковым. Ими обоснованы положения б том, что необхо­димо формировать у детей умения распознавать отдельные эле­менты множества, а затем переходить к обобщениям о зависимости восприятия множества от способа пространственного располо­жения его элементов, об усвоении детьми числительных и ступенях овладения счетными операциями.

Н. А. Менчинская наиболее полно рассмотрела вопросы пси­хологии обучения арифметике (проблема исследовалась ею начиная с 1929 г.). В книгах «Очерки психологии обучения арифметике» (М.; 1947, 1950) и «Психология обучения арифметике» (М., 1955) Н. А. Менчинская проследила процесс формирования понятия о чис­ле в младшем возрасте до начала школьного обучения. На боль­шом экспериментальном материале рассмотрено соотношение восприятия множеств (групп предметов) и счета на различных этапах овладения числом, дан психологический анализ процес­са решения детьми арифметических задач.

Н. Н. Лежавой разработано содержание и приемы обучения детей счету на основе идей монографического метода (1953) без учета достижений того времени в области психологии обучения ариф­метике. Автор рекомендует обучать счету путем добавления к име­ющемуся количеству по одному (что трактуется как усвоение дей­ствий сложения и вычитания), схватыванию числа на глаз, составу чисел.

Предпринятые в 30—50-х годах разработка и обоснование пси­хологических основ методики формирования математических пред­ставлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста повлияли на дальнейшее совершенствование содержания и методов обучения детей математике, состояние практической работы.

Передовой педагогический опыт, результаты экспериментальной работы педагогов и методистов отражены в методических пособиях 3. С. Пигулевской, Ф. А. Михайловой и Н. Г. Бакст, Я. Ф. Чекмарева.

3. С. Пигулевская в пособии «Счет в детском саду» (М., 1953) раскрыла опыт обучения детей счету на материале содержания заня­тий, приемов обучения, проведения игр и использования некоторых дидактических средств. Содержание обучения заключалось в после­довательном изучении каждого из чисел первого десятка в отдель­ности. Дети образовывали числа путем последовательного присое­динения к одному предмету другого, затем — третьего и т. д. Одновременно с рассмотрением состава числа дети изучали счет. В старшем дошкольном возрасте усваивались действия над числами, решение арифметических задач с использованием конкрет­ного материала.

Автор предлагает обучать сравнению чисел на наглядном мате­риале на основе сопоставления, установления взаимно однознач­ного соответствия. В пособии 3. С. Пигулевской раскрыты подходы к построению занятий по счету с детьми разных возрастов, орга­низация обучения, подчеркивается ведущая роль педагога и необ­ходимость использования приемов, способствующих воспитанию у детей осознанного понимания числа.

В методическом пособии Ф. А. Михайловой и Н. Г. Бакст «Занятия по счету в детском саду» (М., 1958) обобщен опыт работы детских садов по обучению счету на основе требований «Руководства для воспитателя детского сада». При разработке посо­бия учтены исследования А. М. Леушиной. В этом пособии раскрыты содержание и приемы обучения детей счету до трех в млад­шей группе, методика ознакомления детей с образованием чисел, обучения счету в пределах десяти, сравнению, составу чисел, реше­нию арифметических задач в средних и старших группах (5— 7 лет).

Авторы пособия рекомендовали до обучения счету сформировать у детей представление о множестве, в дальнейшем уделять внима­ние изучению состава чисел из единиц и двух меньших чисел, отношений между смежными числами, что рассматривается как предпосылка усвоения действий сложения и вычитания. Наряду с показом образования чисел путем прибавления к числу единицы (8+1) авторы раскрывают приемы обучения детей сравнению чисел путем сопоставления двух групп предметов, раскладывая их один под другим. Обучение детей образованию чисел, сравнению их осуще­ствлялось параллельно с усвоением способов решения простых арифметических задач, счета в обратном порядке, счета и отсчета группами, по два, по три.

В пособии указывалось на необходимость использования в обуче­нии наглядного материала, игр и игровых упражнений. Дано их описание, в том числе и разработанных непосредственно авторами. Данное пособие наиболее полно отвечало требованиям «Руковод­ства для воспитателя детского сада» и обучения детей счету. В нем раскрыты содержание, приемы, последовательность обучения, вопро­сы построения занятий и организации обучения.

Методист-математик Я. Ф. Чекмарев по результатам экспери­ментов и обобщения опыта разработал методическое пособие для воспитателей старших групп и учителей подготовительных классов «Обучение арифметике детей шестилетнего возраста» (М., 1963) и книгу для детей «Учись считать» (М., 1963).

Автор предложил знакомить детей 6 лет с арифметическими действиями сложения и вычитания на основе изучения состава зи-сел, решать примеры и задачи, запоминать таблицу сложения и вычитания, развивать у них пространственные и геометрические представления. Однако в данной методике ознакомления с образо­ванием чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу ис­ключен принцип сравнения, являющийся основой усвоения детьми по­следовательности, количественного значения и отношений между числами. Это положение не соответствует взглядам и уровню разра­ботанности методов и приемов формирования количественных пред­ставлений в дошкольном возрасте, сложившимся к 50—60-м го­дам, Я. Ф. Чекмарев выступает в своих методических пособиях пропагандистом монографического метода обучения арифметике, несостоятельность которого была доказана и научно обоснована еще в 20—30-х годах.