Технология интерактивного обучения

Что такое интерактивное обучение?

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.

К таким технологиям можно отнести:

- технологию гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;

- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;

- проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Традиционно выделяется три стороны общения.

– информативную (обмен информацией);

– интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

– перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.

Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые ни один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.

Каким же образом нужно строить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?

Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Интерактивное обучение в переводе с английского означает научение (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Причем учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Каждому ученику предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети - соавторы учителя в создании урока. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Именно такой подход не "прессует" личность, а помогает ей развиться в творческом плане.

Интерактивное обучение - это обучение, погружённое в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы: транслирующие ("полупроводниковые") на диалоговые, т.е. основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке:

физическая –

· меняют рабочее место, пересаживаются;

· говорят (единство речевой и мыслительной деятельности по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко [1]), пишут, слушают, рисуют и т.д.;

социальная –

· задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.;

познавательная –

· вносят дополнения и поправки в изложение учителя,

· сами находят решение проблем,

· выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.

Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут), у них сильно развита непроизвольная память.

Интерактивное обучение сводит на нет следующие факторы риска:

· стрессовую педагогическую практику;

· интенсификацию учебного процесса;

· несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Интересно, что интерактивность, понимаемая как непосредственный диалог, обретает в наши дни особое значение, связанное с высоким уровнем развития техники. Интерактивными сегодня называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарий которых предполагает «живые», открытые беседы со зрителями и слушателями.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное» общением. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В середине XX в. Курт Левин [2] выдвинул предположение, что легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. В этом и заключается важнейшая особенность интерактивного обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Как подчеркивает И.А. Зимняя [3], по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%. Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре), отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовал его. Однако для организаторов интерактивного обучения помимо чисто учебных целей важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.

Групповая форма обучения, по мнению специалистов, позволяет одновременно решать три основных задачи:

- конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

- социально-ориентированную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

В реальной практике обучения педагог нацелен в основном на решение учебной задачи. Такая децентрация (смещение) учебного взаимодействия оправдана при традиционном (передаточном) способе обучения. Но при организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы. И.А. Зимняя называет это психологическим контактом, или общностью психического состояния, вызванной и вызывающей взаимопонимание в совместной деятельности, связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Формирование групповой общности начинается уже на этапе объединения учащихся в группы.

Некоторые педагоги предлагают учащимся объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться; кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. Поэтому Г.А. Цукерман предлагает объединить детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким» им нужен партнер равной силы.

Я в своей практике использую различные способы объединения учащихся в группы. В случае, когда объединение в группы необходимо произвести случайным образом, использую методики, предложенные в работе «Мероприятия и игры, которые действительно увлекают людей» автора Роберта Лукаса [4]. Некоторые из этих способов я показывала в ходе проведенных мною открытых учебных занятий.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Данный этап включает: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Как правило, та учебная задача, которую ставит перед группами педагог, по-разному воспринимается учащимися. Это обусловлено индивидуальными особенностями восприятия школьников:

· одни понимают именно так, как того хочет учитель;

· другие, отвлекшись, не услышали двух-трех слов, что-то «достроили» сами, поэтому их представление о задаче уже не совпадает с учительским, и т.д.

К тому же (и это очень важно) содержание учебного задания для группы имеет иной характер, нежели при традиционных формах обучения.

Задание для интерактивной формы обучения может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, явление, личность героя литературного произведения, историческое лицо и пр. Еще раз подчеркну: для определения общего мнения группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой работы, была правильно воспринята всеми членами группы.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Одно из самых трудных правил поведения для учащихся (да и не только для них) заключается в том, что следует различать личность, одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Например, как инициатор, ученик может выдвигать любые, самые фантастические идеи, при этом остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность выдвигаемых положений. Или другой, более острый случай: роль контролера закономерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструктивную. При этом и сам «критик», и его оппонент должны чувствовать границы ситуации и не переносить конфликтную ситуацию за рамки урока в межличностный план.

Итак – этап организации учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:

· усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;

· процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;

· суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

· презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы.

Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.

Организация групповой деятельности

Компоненты деятельности

Функции группы, ведущие к успешной деятельности

Решение задач

Оказание поддержки

Роли членов группы

Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др.

Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель.

Содержание деятельности

Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка.

Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей.

Результат

Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели.

Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.

 

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:

· изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;

· дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;

· совмещать первый путь со вторым.

Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

- каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял»?....), только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существуют некоторые «подводные камни», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Для того чтобы преодолеть децентрацию учебных и коммуникативных задач, зарубежные педагоги на этапе постановки задачи особо оговаривают, что мнение группы должно действительно выражать совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции, мнения и т.д.

Организация межгруппового общения

 

Формы межгруппового общения

Варианты презентации групповых решений

Совместно – индивидуальная

Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

Совместно – последовательная

Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно – взаимодействующая

Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

 

Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости этапом, который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения - рефлексией прошедшего занятия.

Эффективность этого этапа зависит от многих факторов:

· учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому педагогу надо заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Что испытывает человек, которому не дают высказаться?

· педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся, даже если они негативные. Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе? Нет, они все равно будут, особенно на первых занятиях, поскольку не все ученики готовы к такой коммуникативно-интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но для того, чтобы объяснить истоки негативной оценки педагог должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние этого ученика. Был ли он принят в групповую работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к ученику со стороны одноклассников, педагога? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания силам и возможностям этого ученика? и т.д.

· эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

Отличие основ интерактивного обучения от традиционных требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся, что выявляется характерным для всех подходов, ориентированных на субъект-субъектное обучение.

Чрезвычайно важно, что в новой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний. Для того чтобы освоить и применять эти методы в учебной практике, учитель на занятиях включается в различные методики группового взаимодействия. К ним можно отнести занятия, ориентированные как на отработку формы взаимодействий, так и ориентированные на содержание.

Внедрение интерактивного режима многое дает различным субъектам образовательного процесса.

Для каждого конкретного ученика:

· осознание включенности в общую работу;

· развитие личностной рефлексии;

· становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности.

Учебной микрогруппе:

· развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

· формирование ценностно-ориентационного единства группы;

· поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

· принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Ученическому классу:

· формирование класса как групповой общности;

· повышение познавательной активности класса;

· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Связке "класс - учитель":

· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

· многомерное освоение учебного материала;

· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Таким образом, интерактивное обучение можно определить как обучение, выстроенное на интенсивном, многоплановом, межличностном общении всех субъектов, включенных в учебно-познавательный процесс. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель образовательного процесса, но видоизменяет формы познавательной деятельности с транслирующих (передаточных) на само - и взаимоактивные, основанные на общих усилиях, взаимодействий и взаимоподдержке друг друга. Этот подход ориентирован на субъект-субъектное обучениепредполагает создание условий для повышения качества общего образования и ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Характерными признаками интерактивного обучения являются:

· активность ученика;

· постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля;

· индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности;

· гибкое управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, переходящее в самоуправление;

· использование рефлексивного подхода к процессу обучения;

· максимальная индивидуализация продвижения в учебе.

В педагогическом аспекте интерактивное обучение решает задачи: формирования потребности в самообразовании; воспитании креативных качеств личности; развития познавательной самостоятельности. Интерактивное обучение активизирует самостоятельную познавательную деятельность учеников и, следовательно, положительно влияет на личностный рост школьников.

Дидактическая структура интерактивного обучения включает в себя: дидактическую цель; актуализацию знаний и способов действий; формирование новых знаний и способов действия; проверку правильности результатов познавательной деятельности; применение новых знаний.

При подготовке и конструировании интерактивного обучения используется единая технология: выбор конкретного раздела данной предметной области; структурирование учебного материала выбранного раздела; построение структурно-логической схемы изучаемого раздела; выделение наиболее значимых учебных элементов изучаемой темы.

Перечислю этапы технологии конструирования интерактивного обучения:

1. Формулируется цель задания, в которой указывается, какой учебный элемент подлежит изучению, устанавливается необходимый, для изучения, объем знаний об учебном элементе и перечень компонентов знаний о данном учебном элементе.

2. Определяются базовые знания, необходимые для использования их в качестве опорных при усвоении новых знаний.

3. На основе ранее приобретённых ребёнком знаний создается учебная компонента интерактивного обучения. Она имеет конкретный характер (выполнение теста, упражнения, разбор предложений, составление плана пересказа и т.д.).

4. Планируются возможные действия учащихся по выполнению познавательной компоненты.

5. Выбираются предполагаемые пути достижения цели (семиотико-информационный подход, моделирование, имитация, демонстрация, анимация, таблица).

6. Создается познавательная компонента интерактивного обучения. Понятие структурируется и строится модель. Строится алгоритм действий.

7. Планируется организация помощи, проверки, анализа результатов выполнения познавательной компоненты задания.

8. Разрабатывается система промежуточного и конечного контроля знаний и способов деятельности в форме тестов, задач упражнений и т.д.

9. Готовится банк информационной поддержки и помощи (справочная и специальная информация к выполнению задания). Содержит краткие сведения конкретной предметной области (например, в математике: сведения о геометрических величинах и единицах их измерения, формулы, определения), примеры выполнения заданий (применение знаний по образцу), краткие указания к выполнению задания (подсказки).

10. Выбирается система программирования и составляется программа. При составлении алгоритма необходимо соблюдать следующие правила. Алгоритм должен быть: определенным и понятным; вариативным (позволяет выполнять не одно, а серию похожих заданий); результативным.

Разделение действий учащихся на отдельные операции, их поэтапное выполнение, и усвоение делают познавательную деятельность учащихся контролируемой и управляемой. Многократное применение алгоритмов создает условия для формирования таких мыслительных операций, как систематизация, сравнение, обобщение, развивает логику.

Создаваемые задания должны отвечать требованиям вариативности: обеспечение возможности выбора различного уровня помощи; варьирование содержания и степени сложности заданий; выполнение на заключительном этапе творческих заданий; предоставление возможности ученикам, не до конца уяснившим отдельные этапы выполнения, обратится к ним повторно.

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены:

1) эвристическая беседа,

2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака»,

4) метод «круглого стола»,

5) метод «деловой игры»,

6) конкурсы практических работ с их обсуждением и др.

Технологии интерактивного обучения

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты

Использование новых информационных технологий, интерактивной доски и других технических средств в условиях интерактивного обучения является лишь средством, позволяющим разнообразить саму организацию учебного процесса. Использование этих средств помогает привлечь и удержать внимание учащихся на определенное время, помогает участникам образовательного процесса активно представлять полученные в ходе учебного занятия знания и т.д. Однако такая технология не подразумевает ОДНОЗНАЧНОЕ использование интерактивной доски при проведении занятий.

Список литературы.

1. Дьяченко В.К., Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы, М., «Просвещение», 1991 г.

2. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.

3. И.А. Зимняя. Педагогическая психология: М.: Логос, 2004, 384 стр.

4. Robert W.Lucas “Creative Learning: Activities and Games That REALLY Engage People” Paperback: 260 pages Publisher: Pfeiffer; 1 edition (May 25, 2007)