Установление консульства. Конституция 1799 г. Органические сенатусконсульты 1802 – 1804 гг.

.Режим консульства- государственно-политический режим, установившийся во Франции после принятия Конституции 1795 г. обладал внутренней неустойчивостью как в конституционном, так и в социально-политическом отношении. Конституционная республика основывалась на взаимоисключающем положении законодательной власти и правительства – Директории. Директория была построена по псевдовыборному принципу. Социально-политически термидорианский переворот был воспринят как поражение радикальной революции. Это вызвало в стране, с одной стороны, рост движения и даже мятежей «левых якобинцев» и новых радикалов, боровшихся с «предателями народа», а другой – возрождение монархических стремлений в обществе. Режим Консульства получил законченное воплощение в новой конституции, подготовленной к декабрю 1799 г. Конституция 1799 года установила своеобразный республиканский строй с преобладанием исполнительной власти, а в рамках исполнительной структуры – преобладанием единоличной власти. Формально было восстановлено всеобщее избирательное право – с 21 года при соответствующем цензе оседлости и при самостоятельности статуса. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти: избиратели коммуны делегировали 1/10 себя в т. н. коммунальный список, те – 1/10 в следующий, департаментский, 1/10 тех составляла национальный список*, из которого назначались члены законодательного корпуса и других институтов. Списки нотаблей (избранных) первых уровней служили также для формирования из них коммунальных и департаментских властей. Законодательный корпус состоял из 4 отдельных органов. Проекты законов представлялись только от правительства – из Государственного совета (численностью в 30-40 членов, назначаемых Первым консулом). Обсуждения законов, а также первичное утверждение происходило в Трибунате (из 100 членов, отбираемых на 5 лет из кандидатов старше 25 лет с ежегодным обновлением на 1/5). Утверждение или отклонение законов осуществлял Законодательный корпус; причем конституция прямо запрещала ему «подвергать обсуждению проекты». Окончательное утверждение и проверку конституционности законов проводил Сенат (в составе 24 членов, назначаемых пожизненно из лиц старше 40 лет. В конце концов решающее слово оставалось за вполне независимым Сенатом. Исполнительная власть поручалась трем консулам. Формально их назначал Сенат. Но имена первых консулов были зафиксированы конституционно. Реальной полнотой власти обладал только Первый консул (Бонапарт); он обнародовал законы, составлял Государственный совет и правительство, назначал всех должностных лиц в государстве, включая судей большинства судов, объявлял войну и заключал мир. Второй и третий консулы имели только совещательный голос при «других правительственных актах». Министры были подотчетны консулам. Никакого средства против диктатуры исполнительной власти, и особенно Первого консула, конституция не предусматривала.

Установленный Конституцией VIII года режим консульства был очевидно переходной политической формой. Последующие изменения конституции 1799 года имели одно и то же направление: 1802 год — Сенатус-Консульт — Наполеон был объявлен пожизненным консулом, 1804 год — Ограниченный Сенатус-Консульт — управление республикой вверяется императору; правосудие отправляется именем императора назначаемыми им должностными лицами; императорский сан передается по наследству по нисходящей линии по мужской линии с постоянным исключением женщин. Вместе с тем Франция возвратилась к абсолютной монархии — только буржуазной. Соответственно с этим Наполеон получил право издавать декреты. Трибунат был ликвидирован.При Наполеоне Бонапарте и под его прямым руководством сложился на целое столетие государственный аппарат буржуазной Франции — бюрократическая централизация сделалась его основным принципом.