Практическое задание для экзамена – ИГА по дисциплине « Психология»

 

Задание 1.

 

Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки.

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

 

Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

 

Задание 2.

 

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

 

Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

 

 

Задание 3.

 

Мама двухлетней Нади, мотивируя тем, что дочка не может выговорить слово оранжевый, называла ей все предметы желтого и оранжевого цвета одним словом – желтый.

Мама двухлетней Тамары старалась своей дочке, как ни трудно было девочке в произношении, называть правильно все цвета.

 

 

Кто из мам поступает правильно и почему? Какие цвета должны знать дети в дошкольном возрасте?

Задание 4.

На одном из родительских собраний мама рассказала о поведении ребенка дома.

Миша (2г. 2 мес.) ни минуты не сидит на месте: дашь ему карандаш и бумагу – он немного порисует и бросит под стол, схватит машинку, повозит ее и тоже бросает. Побегав по комнате, он тут же карабкается на стул, затем на диван и т.д.

 

 

Чем объяснить быструю смену действий Миши? Что можно посоветовать маме?

 

 

Задание 5.

 

Коля (2г. 5 мес.) охотно играет с такими игрушками, как пирамидка, матрешка, вкладыши.

Мама, знакомя сына с пирамидкой, научила его различать кольца по величине, цвету, учила правильно нанизывать кольца. Научившись играть с пирамидкой, Коля так же охотно играет с вкладышами. Он активен, эмоционален, радостен, произносит слова больше, меньше, равно и т.д. в соответствии с действием.

А в семье Светы (2г.8 мес.) подобные игрушки даются все сразу. Девочка в первый момент реагирует активно, но быстро теряет интерес к игрушке.

 

В чем причина разного отношения детей к одинаковым игрушкам? Дайте психологическое обоснование действиям Колиной мамы.

 

Задание 6.

Алеша забросил мячик на шкаф и пытается безуспешно его достать. Мама предлагает ему подумать, как можно достать мячик.

Алеша отвечает: «Не надо думать, надо доставать!»

 

Определите примерный возраст малыша. Какие особенности мышления проявились у мальчика в данном случае?

Задание 7.

Мама собирается на прогулку с дочкой (Оле 3г.), которая держит в руках куклу и хотела бы взять ее с собой. Маме же нужно, чтобы дочь взяла с собой не куклу, ведерко, совочек и лопаточку для игры в песочнице.

Стоило маме сказать дочери: «Не бери куклу, а возьми совочек», как Оля заплакала.

 

Что можно посоветовать маме? Почему ребенку трудно отказаться от своих желаний, затормозить свои действия?

Задание 8.

 

«Это хорошо, что ты решил убрать карандаши, теперь можешь идти одеваться», - сказал воспитатель Ване (мальчику 3г.)

Ваня и не думал делать это, но после слов воспитателя он и сам поверил в то, что хотел убрать карандаши. Мальчик охотно выполнил подсказанные ему действия.

 

На какие особенности формирования личности ребенка опирался воспитатель в данном примере? Приведите свои примеры.

 

Задание 9.

 

Ребенок раннего возраста в игре и в реальных жизненных ситуациях предпочитает использовать предмет с закрепленной за ним функцией по его назначению.

Тем не менее, ребенок может использовать носовой платок и как платок, и как одеяло для куклы, и как тряпочку для вытирания рук.

 

Чем это можно объяснить? Как добиться того, чтобы ребенок пользовался предметом в соответствии с его назначением?

Задание 10.

 

Миша (2г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью.

- Я сам! – протестует ребенок.

- Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

- Я хочу сам! – опять заявляет малыш.

 

Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности? Характеризует ли это поведение самостоятельность? Какую самостоятельность должен поощрять взрослый?

 

Задание 11.

 

«Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

 

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Нины? Какова роль взрослого в этот период развития дошкольника?

 

 

Задание 12.

 

Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.

Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.

- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?

Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»

Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

 

 

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

Задание 13.

Света (6 лет 2 мес.) посещает первый класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а света – сама собой.

Как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше»

Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей.

В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?

Что не учел педагог в работе со Светой?

Задание 14.

Воспитатель на родительском собрании в подготовительной к школе группе детского сада рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически.

Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку, отстранили от участия в играх, так как у него слабое сердце. Она говорила, что ее внук умеет читать, писать, считать, что учиться ему будет легко.

Сможет ли мальчик успешно учиться в школе? Какую работу необходимо проводить с родителями?

Задание 15.

Как определить, готов ли ребенок к школе? Тем более сейчас, когда можно отдавать его и в 6 и в 7 лет. Я хотела бы отдать своего шестилетнего сына в школу, но мне не советуют воспитатели. Да и сын не изъявляет большого желания учиться», - огорчается мама будущего школьника. Такие вопросы задают многие родители.

return false">ссылка скрыта

Как определить психологическую готовность детей к обучению в школе?

Можно ли предвидеть, как ребенок будет учиться?

Задание 16.

 

Исследование показало, что большая часть детей 6 лет идет в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Дети живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования. Но в дальнейшем некоторые из них сталкиваются со сложностями, необходимостью уметь сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею» и «не хочу».

Назовите причины данного явления.

Как приобщить детей к учению?

Задание 17.

Алеша забросил мячик на шкаф и пытается безуспешно его достать. Мама предлагает ему подумать, как можно достать мячик.

Алеша отвечает: «Не надо думать, надо доставать!»

Определите примерный возраст малыша.

Какие особенности мышления проявились у мальчика в данном случае?

Задание 18.

Перед началом игры, по условию которой надо было разбиться на пары, воспитатель поставил Нину в пару с новой девочкой Аней и шепнул ей, что Аня робеет и надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Нина встала в пару с Аней и стала старательно выполнять правила игры, показывая новенькой необходимые движения.

Воспитатель похвалил Нину. На другой день в играх Аня старалась выполнить игровые действия так же хорошо, как Нина.

Какие качества личности воспитываются у детей в данной ситуации? Проанализируйте действия воспитателя.

Задание 19.

Иногда дошкольник не задает вопросов взрослым.

Назовите возможные причины этого явления.

Задание 20.

Саша непрерывно задает вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответа, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идет дождь? Откуда я родился? И т.д.

Дети какого возраста обычно задают такие вопросы?

При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы?

Задание 21.

Ознакомьтесь с вопросами детей в приведенных ниже примерах.

  1. Дети задали воспитателю такие вопросы:

- Зачем трава? Чтобы корова ела?

- А зачем, чтобы корова ела?

- Чтобы она молоко давала?

- А зачем, чтобы молоко давала?

- Чтобы деточек кормить? И т.д.

2. Лена спрашивает:

- как тетя Валя поместилась в телевизоре?

- Почему у тети Лизы трое детей, а у нас только один? Как она их сделала, всех сразу?

- Мама, ты откуда взялась?

- Откуда взялась самая первая мама?

- Зачем косточки в вишне? Все равно их надо выплевывать!

Детям какого возраста свойственны такие вопросы?

Запишите вопросы детей и проанализируйте их с точки зрения познавательной активности ребенка.

Понаблюдайте за реакциями детей при ответах на их вопросы.

Задание 22.

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерный говор некоторых детей:

Гриша говорил вместо рыба – «лыба»;

Саша говорил вместо шишка – «сишка»;

Петя говорил вместо садись – «дись»;

Вова говорил вместо сахар – «хасир».

Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании? Чем это можно объяснить? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Задание 23.

Существует мнение, что воображение у дошкольника развито лучше, чем у взрослого.

Правильно ли данное утверждение?

Дайте психологический анализ воображению дошкольника.

Задание 24.

Пете (4г.5 мес.) предложили рассмотреть картинки, потом забрали их и попросили назвать изображенные предметы. Мальчик не сумел назвать многие предметы, только что рассмотренные им на картинках.

Мише (4г.5 мес.) дали рассмотреть эти же картинки и попросили отдельно отложить изображения тех предметов, которые могут понадобиться для кухни, детской комнаты, двора. Затем картинки у него тоже забрали и предложили перечислить изображенные на них предметы. Мальчик назвал все слова.

Какие особенности развития памяти дошкольника отражены в этих примерах?

Охарактеризуйте особенности развития памяти дошкольника.

Задание 25.

Витя (4г.5мес.) вовремя дневного сна шумел и мешал другим детям. Воспитатель несколько раз сказал ему, что нужно спокойно лежать в кроватке, но Витя не слушался.

Когда все дети встали, оделись и ушли, воспитатель не позволил Вите встать, мотивируя это так: «Ты не хотел отдыхать вместе со всеми детьми, шалил, теперь дети будут играть, а ты лежи в кроватке, ты еще не отдохнул».

Витя плакал, просил разрешения одеться, потом успокоился и час спокойно лежал. Далее он не нарушал порядок во время отдыха.

Проанализируйте мотивы поведения Вити и действия воспитателя.

Опираясь на какие мотивы поведения Вити, воспитатель смог добиться успеха?

Задание 26.

Петя (3г.) взобрался по лесенке, стоящей возле дерева, на самый верх и кричит: «Мотлите, мотлите, де я!» Мама в страхе, а ребенок – рад.

Назовите основной мотив поведения Пети.

Задание 27.

Мать сняла с девочки пальто, шапочку, шарфик, внесла ее в комнату и осторожно опустила на пол, а дочь вдруг – раз! – и улеглась на пол. Мать испугалась.

- Доченька, что это ты? Упала? Ну встань скорее.

Дочь продолжала лежать.

- Миленькая, что с тобой? Подымайся!

Но девочка лежала и смотрела на мать. Когда мать пыталась ее поднять, дочка начинала брыкаться. Мать стала настаивать – дочь в слезы. Прикрикнула – еще хуже.

Все стали советовать, суетиться, уговаривать. Одна только девочка невозмутимо лежала на полу, барабаня ногами.

Какой мотив поведения девочки проявился в этой ситуации?

Как следует реагировать на это взрослым?

Каким детям свойственно такое поведение?

Задание 28.

 

Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам.

Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.

- Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог

- Я подарил их ребятам, - ответил Ваня.

- Разве так можно, мам будет ругать.

- Нет, нет, мама будет довольна, - убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: «Жадным быть нехорошо».

Дайте психологическое обоснование поведению Вани.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

Задание 29.

 

В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство детей увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания.

Дети объясняют свое поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно- они не помнят и не придают этому значения.

Почему, зная поведения, дети часто их нарушают?

Дайте психологический анализ данной ситуации.

Задание 30.

Коля (5 лет) охотно, особенно хозяйственные. Воспитатель хвалил его, приводил Колино трудолюбие в пример другим. Постепенно Коля становился все более самонадеянным и развязным. На занятиях по труду он требовал капризным тоном, чтобы ему первому давали задания и как можно труднее.

- Я сделаю лучше всех! – заявил он.

Охарактеризуйте поведение Коли.

Какова должна быть позиция воспитателя по отношению к Коле?

Задание 31.

Проводится эксперимент «Загадочная коробка». Исследователи проверяли выполнение требований взрослого. Детям ставилась задача: не заглядывать в оставленную без присмотра коробку.

В эксперименте было установлено 3 типа поведения детей в данной ситуации:

I тип – дисциплинированный;

II – недисциплинированный правдивый;

III – недисциплинированный неправдивый.

Опишите примерное поведение детей каждого типа.

Определите возраст детей, связанный с тем или иным типом поведения.

Какова тенденция развития типов поведения?

Как формировать произвольное поведение ребенка?

Задание 32.

Дети 6 лет играли в «моряков». Большинство мальчиков хотели быть капитанами, и никто не хотел быть водолазами. Назревал конфликт, игра могла не состояться.

Как должен повести себя воспитатель, чтобы игра состоялась?

Как должен поступить педагог, чтобы у детей появилось желание выполнить роль водолаза?

Задание 33.

На родительском собрании в детском саду отец пятилетнего Саши поделился воспоминаниями о своем детстве.

- Я шел с отцом через лесок. Уже темнело, и я невольно взял отца за руку. Отец, почувствовав мое состояние, предложил дойти до тропинки, которая была невдалеке от нас, и подождать его там.

Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и пошел вперед до тропинки. В кустах что-то хрустнуло, но я твердо шел вперед. К

Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и пошел вперед до тропинки. В кустах что-то хрустнуло, но я твердо шел вперед. Когда я дошел до тропинки, отец крепко пожал мне руку. Так же сейчас я поступаю и со своим сыном.

Какие чувства воспитывает отец у Саши?

Приведите свои примеры воспитания волевых качеств у детей дошкольного возраста.

Задание 34.

Сеня (4г.6 мес.), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:

- Я больше не хочу! Я больше ничего не хочу!

- Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать

- Нет, - вяло ответил малыш.

- Устал?

- Нет.

- Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем-нибудь другим.

- Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, - вмешался отец.

- Не хочу! – устало потянул мальчик. – Ничего не хочу.

- Ну, ну, не капризничай, - стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми? Не все легко дается, где-то и попотеть требуется.

- Что ты к нему привязался! Не видишь – не хочет, - рассердилась мама.

- Мало ли что не хочет – надо!

- У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.

- Не скажи! Если он и перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что сделает.

Проанализируйте суждения папы и мамы.

Какие отрицательные качества формируются у ребенка в приведенном примере и почему?

Как напучить ребенка преодолевать трудности?

Понаблюдайте за поведением ребенка в этой ситуации.

Назовите мотив, который дает наибольший эффект при достижении поставленной перед ребенком цели.