Антьешти-крия (погребальные ритуалы).

В соответствии с ведической традицией, чтобы такие особые события оставили яркий благоприятный отпечаток в сердце человека, они должны включать в себя три составляющих: ягья (жертвоприношение), тапа (аскеза) и дана (благотворительность). В разделе карма-канда эти составляющие совершаются с целью достижения материального благополучия. В жизни же преданного эти события проходят в сознании Кришны с целью обретения любви к Богу.

Ягья в сознании Кришны означает в первую очередь санкиртана-ягью. Позаботьтесь, чтобы во время церемонии собралось как можно больше преданных и они устроили чудесный киртан, пели бхаджаны и т.д. Вы можете также организовать харинаму или отправиться на распространение книг – все это также относится к санкиртана-ягье. Эта ягья является универсальной. Господь Чайтанья говорит, что она не зависит ни от места, ни от времени, ни от обстоятельств. Поэтому даже если вы живете в глухой деревне в сибирской тайге, вы можете провести эту ягью. Если у вас есть возможность, то следует дополнительно провести (или организовать проведение) огненного жертвоприношения, соответствующего событию. Но если это слишком затруднено, то санкиртана-ягьи будет достаточно – в конце концов, Кришна обращает внимание на нашу искренность, и если мы искренни, то результат будет тем же самым.

Тапа подразумевает совершение аскезы. Для преданного это: дополнительное чтение джапы, книг Шрилы Прабхупады, экономия времени на еде (какой-нибудь пост до полудня) в пользу дополнительной духовной практики, проповедь, служение вайшнавам и т.д. То есть аскеза – это не просто отречение от чувственных наслаждений, а позитивное занятие этого времени в духовной практике. Поэтому у преданных все аскезы «сладкие».

Дана – это благотворительность. Самой лучшей благотворительностью является устроить пир для преданных. Если позволяют средства, можно накормить прасадом и других. Можно пожертвовать что-либо в храм. Если вы совершаете огненную ягью, то должны сделать какое-то пожертвование жрецу. Если вы обращаетесь за помощью или советом к астрологу, то также должны сделать какое-то пожертвование. Это делается по средствам, но от чистого сердца: чем больше мы отдаем, тем больше милости мы получим. Самскары проводятся очень редко, поэтому к ним следует заранее готовиться, чтобы не приходилось экономить на духовном росте – своем или членов своей семьи.

Таким образом, самскары может и должен проводить каждый ответственный преданный. В силу обстоятельств иногда ритуалы могут быть упрощены, но если есть возможность совершить все в полном соответствии с предписаниями шастр, и мы уклоняемся от этого из-за лени, такое поведение попадает под категорию ниямаграха – намеренному пренебрежению правилами и предписаниями, которое пагубно сказывается на преданном служении.

Самскары можно проводить одновременно для нескольких семей. Иногда в один день разные семьи могут проводить разные самскары. Тогда общие компоненты (киртан, пир, начальные и заключительные подношения огненного жертвоприношения и т.д.) проводятся вместе, а вместо основной церемонии одной самскары последовательно выполняются церемонии нескольких. Например, сначала церемония наречения именем одного ребенка, затем шимантанаяна для другой пары и т.д. Больше двух разных самскар за один раз, как правило, бывает проводить сложно.

Огненные жертвоприношения.

Перед тем, как перейти к непосредственному описанию конкретных самскар, мы разъясним смысл и технику проведения огненных жертвоприношений. Проводить огненные жертвоприношения могут лишь дважды инициированные преданные. Но даже если в вашем городе нет таких, вы можете просто все организовать и подготовить сами, и пригласить кого-нибудь из дважды инициированных непосредственно на проведение ягьи. Даже если эти преданные никогда не проводили ягий в своей жизни, если вы все подготовите, то, следуя нижеприведенным описаниям, они легко с этим справятся.

Во время огненного жертвоприношения жрец просит Кришну принять форму жертвенного огня, и затем от имени инициатора жертвоприношения (или от своего имени, если он проводит его для своих детей) он совершает подношения Кришне в форме атрибутов пуджи, топленого масла, зерна или особых приготовленных блюд. При этом он произносит определенные мантры, которые прославляют различные атрибуты Господа: Его имена, Его качества, Его энергии, Его преданных. На эту связь указывает обязательно присутствующее в мантрах слово ом, а слово сваха, которым заканчиваются все мантры, означает «я приношу жертву».

Место и время проведения ягий.

Здесь мы опишем метод проведения агнихотр (огненных жертвоприношений), упрощенный до минимума – «в домашних условиях». Огненные жертвоприношения можно проводить в храме – перед храмовыми Божествами, на квартире или на даче – перед домашними Божествами или алтарем. У проведения ягьи в помещении есть свои преимущества: это можно делать при любой погоде и в любое время года. Кроме этого, не нужно устраивать временный алтарь для Божеств. С другой стороны, при недостаточно тщательно подготовленной ягье может быть очень много дыма и копоти, от огня могут лететь искры, может обуглиться пол и т.д. Когда вы будете проветривать помещение, соседи могут вызвать пожарных. Все эти недостатки отсутствуют при проведении яьги на улице, но все будет сильно зависеть от погоды и времени года. Не говоря уже о дожде, даже небольшой ветерок будет постоянно задувать свечу и лампаду для предложения, что будет для жреца хорошим практикумом по отработке таких брахманических качеств как терпение, контроль ума и чувств и т.д. Так что выбирайте сами.

Дата и время проведения ягьи будут варьироваться в заисимости от конкретной самскары. Благоприятным является то время, когда ум будет наиболее спокоен и умиротворен в сознании Кришны. То есть во внимание должны приниматься следующие факторы (по мере усиления):

1. Астрологически наиболее благоприятное время. Этим мало кто может воспользоваться, поскольку квалифицированные астрологи-преданные практически отсутствуют.

2. Соображения практической жизни. Например, даже если квалифицированный астролог предложил вам благоприятное время для проведения самскары, а у вас в это время сложная ситуация дома или на работе, такое время не будет в действительности благоприятным. Дополнительные хлопоты лишь увеличат ваше внутреннее напряжение.

3. Духовные факторы. Например, возможность проведения самскары каким-либо возвышенным преданным, проведение самскары в день явления или ухода ачарьев или других вайшнавских праздников. Кроме того, воспевание святого имени может свести на нет все неблагоприятные влияния.

Таким образом, выбор времени требует обыкновенной мудрости, которая является порождением стихии благости и естественным образом приходит к преданному, который искренне и ответственно следует методу садхана-бхакти: внимательно повторяет свои 16 кругов, следует регулирующим принципам, читает книги Шрилы Прабхупады, общается с преданными и т.д. С другой стороны, находясь под влиянием стихий страсти и невежества, вы не сможете даже воспользоваться добрым советом зрелого преданного, способного увязать эти три фактора воедино: или что-нибудь забудете, или что-нибудь случится.

В день совершения агнихотры необходимо провести утреннюю службу дома или посетить ее в храме, а также предложить бхогу домашним Божествам (изображению на алтаре) или передать бхогу пуджари в храме для предложения ее храмовым Божествам.

Для проведения агнихотры вам понадобятся:

· Ягья-кунда – алтарь для проведения ягьи. Если у вас в общине будут регулярно проводиться ягьи, то можно купить в Индии или заказать медную ягья-кунду каким-нибудь местным умельцам. Она имеет форму перевернутой усеченной пирамиды без большого дна (типа чаши). Размер верхнего (большого) основания – 30 см, нижнего (маленького) – 15 см. Высота – 15 см. Чтобы ее удобно было переносить, в особенности в горячем состоянии, по бокам можно приклепать подвижные ручки в виде металлических колец (см. рисунок: вид сверху и спереди). Металлическая кунда наполняется песком на высоту 2-3 см от верхнего края. Поскольку угли могут случайно выпадать из огня, если вы проводите ягью в помещении, то, чтобы не испортить пол, лучше всего установить ее на лист толстой фанеры. Под ягья-кунду следует подолжить кусок чистой неиспользованной ткани.

· Другая альтернатива – это сложить временную ягья-кунду из кирпичей. Это также должно делаться на куске толстой фанеры или ДСП, если ягья проводится в помещении. Она имеет форму двуступенчатой пирамиды (см. рисунок: вид сверху и в разрезе). Она также засыпается песком на высоту полкирпича от верхнего края.

· По периметру кунда украшается фруктами, овощами, цветами и т.д. (которые после проведения ягьи становятся махапрасадом и раздаются преданным). В случае медной кунды фрукты раскладываются на той же ткани вокруг кунды.

· Перед кундой устанавливается асана (подстилка) для жреца. Жрец должен сидеть лицом на восток. Там, в восточной стороне, должен быть установлен алтарь с Божествами (изображением). Если это постоянный алтарь, то востоком считается та сторона, в которой он расположен. Поэтому жрец всегда сидит лицом к алтарю.

Подготовка компонентов.

· Необходимо подготовить для проведения ягьи следующие компоненты (это может сделать заранее организатор ягьи – не обязательно жрец):

· Изображение духовного учителя.

· Свеча и зажигалка (спички), салфетка для вытирания рук жрецу.

· Поднос для арати с атрибутами для пуджи: колокольчик, три благовония, лампа (достаточно однофитильковой), сандаловая паста в небольшой чашечке (достаточно развести сандаловый порошок небольшим количеством воды до получения густой пасты объемом примерно в одну чайную ложку), цветок, немного лепестков, банан. Если какого-то из компонентов нет, то можно заменить его водой. Для этого организуется небольшая чашечка с водой и ложечка. Тогда во время пуджи вместо предложения этого атрибута вы предлагаете воду в ложечке, медитируя, что предлагаете этот атрибут.

· Камфора или большой фитиль из ваты, пропитанный гхи – для зажигания огня.

· Ачаман.

· Небольшая чашечка с акшатой (рис, смешанный с куркумой) объемом в одну столовую ложку.

· Рисовая мука (смолоть рис в кофемолке) объемом в одну столовую ложку.

· Дрова длиной 20-30 см, мелкие щепки для расжигания огня, 10-20 тонких палочек для предложения Господу Вишну. Избегать хвойных пород и сырого дерева – будет много дыма, а также березы – будет много искр.

· Литр гхи (перетопить килограмм хорошего масла до прозрачного состояния).

· Небольшой половничек для предложения гхи в огонь.

· Поднос для арати поместить слева от асаны жреца, сосуд с гхи и дрова – справа.

· Цветочные гирлянды для жреца и участников жертвоприношения (желательно – насколько позволяют возможности).

· 10-20 листов с текстом Брахма-самхиты – для того, чтобы могли читать все присутствующие (обычно можно раздать по одному листу на 2-3 человека). Текст Брахма-самхиты приводится в приложении, и его можно размножить на ксерокопировальном аппарате.

· Сборник Песен Вайшнавских Ачарьев.

· Асаны (подстилки) для участников жертвоприношения (не обязательно для всех, кто присутствует на ягье – достаточно для тех, для кого она проводится).

· Расставить по одному комплекту одноразовой посуды для каждого из участников ягьи: тарелочка, стаканчик и ложечка. Предварительно сполоснуть.

· Рис, бананы – в зависимости от числа учаснебольшая чашечка с водой и ложечка. Тогда во время пуджи вместо предложения этого атрибута вы предлагаете воду в ложечке, медитируя, что предлагаете этот атрибут.

· Камфора или большой фитиль из ваты, пропитанный гхи – для зажигания огня.

· Ачаман.

· Небольшая чашечка с акшатой (рис, смешанный с куркумой) объемом в одну столовую ложку.

· Рисовая мука (смолоть рис в кофемолке) объемом в одну столовую ложку.

· Дрова длиной 20-30 см, мелкие щепки для расжигания огня, 10-20 тонких палочек для предложения Господу Вишну. Избегать хвойных пород и сырого дерева – будет много дыма, а также березы – будет много искр.

· Литр гхи (перетопить килограмм хорошего масла до прозрачного состояния).

· Небольшой половничек для предложения гхи в огонь.

· Поднос для арати поместить слева от асаны жреца, сосуд с гхи и дрова – справа.

· Цветочные гирлянды для жреца и участников жертвоприношения (желательно – насколько позволяют возможности).

· 10-20 листов с текстом Брахма-самхиты – для того, чтобы могли читать все присутствующие (обычно можно раздать по одному листу на 2-3 человека). Текст Брахма-самхиты приводится в приложении, и его можно размножить на ксерокопировальном аппарате.

· Сборник Песен Вайшнавских Ачарьев.

· Асаны (подстилки) для участников жертвоприношения (не обязательно для всех, кто присутствует на ягье – достаточно для тех, для кого она проводится).

· Расставить по одному комплекту одноразовой посуды для каждого из участников ягьи: тарелочка, стаканчик и ложечка. Предварительно сполоснуть.

· Рис, бананы – в зависимости от числа участников.

· Насыпать в эти одноразовые тарелочки рис для предложения в огонь и смочить его небольшим количеством гхи.

· Положить в тарелочки по одному банану для каждого участника (можно по половине, если участников много, а ягья-кунда маленькая) для завершающей церемонии пурна-ахути.

· Налить в одноразовые стаканы воду для совершения ачамана. см. картинки

· Жрецу следует сесть на асану, совершить ачаман. Далее все указания по проведению ягьи относятся к жрецу. Жрец должен проводить ягью спокойно, не спеша. Сначала он должен внимательно прочитать очередной пункт процедуры проведения ягьи, затем объяснить его присутствующим и потом исполнить. Если он заметил, что где-то совершил ошибку, то ничего страшного – нужно просто исполнить этот пункт по-новой. Если он осознал, что что-то пропустил или совершил ошибку уже давно, и назад уже возвращаться поздно, то тоже ничего страшного. Нужно просто в уме попросить у Кришны прощения. В конце ягьи жрец все равно просит прощения у Кришны за совершенные оскорбления, и ягья всегда завершается киртаном, который очищает ото всех оскорблений. Конечно, это относится к случайным ошибкам и не оправдывает небрежность.

· Жрец должен попросить всех присутствующих повторять Харе Кришна мантру для создания благоприятствующей атмосферы.

· Нарисовать рисовой мукой на песке в центре кунды шестиконечную звезду с мантрой клим посередине (см. рисунок). Муку брать большим и средним пальцами правой руки.

Очищение линий.

· Взять по щепотке земли с линии рисунка большим и безымянным пальцами правой руки и, повторяя мантру ом нирастах паравасух, бросить на северо-восток [T7](вперед налево) недалеко от кунды.

· Побрызгать водой из ачамана на линии рисунка.

Очищение огня.

· Зажечь свечу. Взять щепочку, зажечь ее и воткнуть ее юго-восток [T8](правый ближний) угол кунды, чтобы очисть огонь, со словами: