Сампрадая-ачарья

Среди всех наставляющих духовных учителей особое место занимает сампрадая-ачарья, основатель сампрадайи, который является главным шикша-гуру для всех поколений преданных в данной ветви дерева ученической преемственности. Время от времени Кришна хочет дать новый толчок процессу распространения Своего учения, и тогда он посылает своих особо уполномоченных близких спутников с этой миссией. Такие Вайшнавы закладывают принципы будущей сампрадайи, адаптируя учение в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Кроме этого, Кришна проявляет через их учения аспектц духовной реализации, которые были непроявлеными или неявными в течение уже длительного периода времени. Например, в священных писаниях Абсолютная Истина описывается и как безличная, и как Трансцендентная личность, но в течение долгого времени это понимание было утрачено, и восторжествовало лишь с приходом Шри Рамануджи и Мадхвачарьи.

Точно так же сампрадая-ачарьей был Сам Господь Чайтанья, или Рупа Госвами, которого Он уполномочил сформулировать учение нашей сампрадаи. Такое же место сампрадая-ачарьи занимает Его Божественная Милость Абхай Чаранаравиндам Бхактиведанта Свами Прабхупада, Основатель-ачарья Международного Общества Сознания Кришны. Его вклад можно описывать бесконечно, но сейчас лишь упомянем в свете вышесказанного, что он:

1) Изложил учение Господа Чайтаньи в форме, наиболее приемлимой для практики в условиях современного Западного мира

2) Утвердил проповедь славы святого имени, как наивысшую форму преданного служения – как на уровне практики, так и на уровне совершенства.

Эти принципы не являются какими-то принципиально новыми. Они являются неотъемлимой частью учения Господа Чайтаньи (йукта-вайрагья и санкиртана, соответственно). Во времена Господа Чайтаньи они доминировали в Движении Санкиртаны. Однако со временем эти акценты немного угасли, и, следуя наставлениям Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, Шрила Прабхупада вновь утвердил их. Итак Шрила Прабхупада является главным шикша-гуру для всех поколений преданных ИСККОН на протяжении десяти тысяч лет. Любой преданный может приниматься как наставляющий или инциирующий духовный учитель только лишь в том случае, если его учение неотлично от учения сампрадая-ачарьи. Фунция гуру в ИСККОН – привести ученика к лотосным стопам Шрилы Прабхупады, который дает ему освобождение и приводит к лотосным стопам Шри Шри Радхи и Кришны. То есть все гуру лишь помогают сампрадая-ачарье в его миссии.