Исследования ученых советского периода
Тема новгородско–московского движения в советский период затрагивается в связи с такими дисциплинами, как: работы по церковной истории конца XV века[78]; исследования русской литературы[79]; история литературы[80]; история науки[81], философия[82] и история Новгорода[83]. Начиная с середины 30–х годов, советские ученые стали рассматривать новгородско–московское движение с совершенно новой перспективы. Их подход был, конечно же, связан с новой политической реальностью. Советские идеологи стремились придать движению гумманистический характер и характер «протеста против феодализма»[84].
А. Дмитриев видел в нем широкое антицерковное движение, имеющее в своем основании «коммерческие интересы»[85]. И. У. Будовниц характеризовал новгородско–московских диссидентов как широкое реформационное движение, сродни западноевропейским реформационным движениям, имевшее основу в социальных отношениях и конфликтах своей эпохи[86].
Необходимо отметить, что большинство этих работ появилось на свет во время диктаторского режима Иосифа Сталина (1879–1953). Интерес Сталина к движению легко объясняется тем, что субботники всегда уважительно относились к централизованной политике Московского царя и проводили политику собирания русских земель. Поэтому неудивительно, что как Иван III (1440–1505), так и Иван IV Грозный (1530–1584) были любимыми историческими персонажами Сталина. Несмотря на то, что в правление Сталина было предпринято много исследований, касающихся новгородско–московского движения, фактически они не уделяли никакого внимания богословскому аспекту. Очевидно, советское руководство хотело свести на нет всякий религиозный характер движения субботников.