Делегирование полномочий

Делегирование полномочий и контроль является неотъемлемой функцией корпоративного ТМ.

По мнению Р.Л.Кричевского суть делегирования полномочий «состоит в передаче руководителем отдельным своим подчиненным части собственных прав и ответственности, касающихся выполнения тех или иных заданий».

Основные цели делегирования полномочий руководителем:

1) освобождение руководителя для решения стратегических задач управления;

2) мотивация и стимулирование активности сотрудников, в том числе инновационной;

3) определение способностей, границы компетенции, потенциальные возможности сотрудников.

Необходимо отметить, что делегирование полномочий требует от руководителя психологической готовности. По мнению экспертов, готовность руководителя означает:

1) готовность учитывать мнения других;

2) готовность передавать право принятия решений другим;

3) готовность мириться с ошибками других;

4) готовность доверять подчиненным;

5) готовность найти и использовать средства контроля за действиями подчиненных. Например, может быть разработана форма отчетности с указанием показателей, характеризующих качество выполнения работы на промежуточных этапах и по ее окончании.

В настоящее время существует несколько уровней делегирования полномочий руководителем.
Можно:
- делегировать часть функций руководителя;
- делегировать функцию руководителя полностью;
- делегировать выполнение работы, но принятие ключевых решений остается за руководителем.
Не делегируется руководителем:

1) постановка стратегических целей организации;

2) принятие решения по стратегическим вопросам;

3) задачи группы А;

4) конфиденциальные задачи;

5) контроль результатов;

6) срочные дела, не оставляющие времени для объяснений и перепроверки.

Процесс делегирования полномочий включает в себя 5 этапов.

1 этап. Поручение работнику индивидуального конкретного задания.

2 этап. Инструктирование.

3 этап. Мониторинг или контроль выполнения работы.

4 этап. Анализ полученных итогов работы.

5 этап. Корректировка.

Особенности делегирования полномочий:

– для руководителя:

1) подобор подходящих сотрудников;

2) распределение прав и зоны ответственности подчиненных;

3) координация выполнения подчиненными порученных задач;

4) мотивация, стимулирование и консультирование подчиненных;

5) осуществление контроля рабочего процесса и окончательных результатов;

– для подчиненного:

1) самостоятельное выполнение порученной задачи и принятие решения под свою ответственность;

2) информирование руководителя о ходе выполнения работы;

3) информирование руководителя о непредвиденных ситуациях, возникших в ходе выполнения работы;

4) повышение квалификации.

Р.Л.Кричевский считает, что «метод делегирования полномочий, безусловно, полезный управленческий прием, позволяющий руководителю экономить время и силы, полнее сосредоточиваясь на основных элементах рабочего задания или, если речь идет о более высоком управленческом уровне, на вопросах организационной стратегии. Впрочем, в не меньшей степени этот метод полезен и для подчиненных, поскольку способствует их управленческому развитию, росту уверенности в своих силах, приучает к самостоятельности и предприимчивости. В выигрыше же в конечном счете остается организация».