Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период 39

групповые занятия. Опыт ведения коллективных занятий позволил нам сделать следующие выводы:

1. Дети стараются, не хотят отставать друг от друга и стре­
мятся быть лучше.

2. Стеснительные дети учатся на групповых занятиях по­
беждать свою скованность.

3. Дети помогают друг другу контролировать положения
языка, рта, воздушной струи. Контролируя своего товари­
ща, они сами стараются говорить лучше.

4. Кроме соблюдения всех правил речевого выдоха, для
хорошего и быстрого усвоения правильных навыков произ­
несения необходим контроль за собственной речью.

Известно, что ребенок тем быстрее вводит звук в речь, чем лучше слышит его в разных положениях. Так же можно ска­зать и о том, что ребенок легче сможет закрепить правиль­ное произношение, когда будет хорошо слышать разницу между речью без гнусавого оттенка и с гнусавым оттенком. В. И. Каретникова в статье «Исправление речи при расще­линах нёба специальным обучением» пишет: «А. Лимберг отмечает, что они (дети. — Ред.) прекрасно замечают гнуса­вый оттенок других, свой же во время разговора остается незаметным, но они приходят в ужас, услышав записанную их речь. Возможно, что при оценке собственной гнусавости имеют значение и чисто механические причины (условия сообщения полости рта с полостью среднего уха через евста­хиеву трубу)». На занятиях ребята, приучаясь контролиро­вать других, начинают оценивать и свою речь.

Таким образом, основной, эффективной формой работы были групповые занятия, для проведения которых объеди­нялось не больше 3—4 человек.

 

Нарушение речи у дошкольников. — М., 1969.


А. Г. Ипполитова