Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период 39
групповые занятия. Опыт ведения коллективных занятий позволил нам сделать следующие выводы:
1. Дети стараются, не хотят отставать друг от друга и стре
мятся быть лучше.
2. Стеснительные дети учатся на групповых занятиях по
беждать свою скованность.
3. Дети помогают друг другу контролировать положения
языка, рта, воздушной струи. Контролируя своего товари
ща, они сами стараются говорить лучше.
4. Кроме соблюдения всех правил речевого выдоха, для
хорошего и быстрого усвоения правильных навыков произ
несения необходим контроль за собственной речью.
Известно, что ребенок тем быстрее вводит звук в речь, чем лучше слышит его в разных положениях. Так же можно сказать и о том, что ребенок легче сможет закрепить правильное произношение, когда будет хорошо слышать разницу между речью без гнусавого оттенка и с гнусавым оттенком. В. И. Каретникова в статье «Исправление речи при расщелинах нёба специальным обучением» пишет: «А. Лимберг отмечает, что они (дети. — Ред.) прекрасно замечают гнусавый оттенок других, свой же во время разговора остается незаметным, но они приходят в ужас, услышав записанную их речь. Возможно, что при оценке собственной гнусавости имеют значение и чисто механические причины (условия сообщения полости рта с полостью среднего уха через евстахиеву трубу)». На занятиях ребята, приучаясь контролировать других, начинают оценивать и свою речь.
Таким образом, основной, эффективной формой работы были групповые занятия, для проведения которых объединялось не больше 3—4 человек.
Нарушение речи у дошкольников. — М., 1969.
А. Г. Ипполитова