V. Репродуктивная свобода
Контроль за рождаемостью. Этот вопрос не заслуживал бы отдельного рассмотрения, если бы не существовали мощные церковные силы, которые пытаются запретить контроль людей за воспроизведением ими подобных. В частности, католическая церковь проповедует моральный кодекс, строго запрещающий применение противозачаточных средств, аборты, стерилизацию, искусственное осеменение, оплодотворение в лабораторных условиях и другие способы вмешательства в процессы деторождения. Она учит, что сексуальные связи должны быть ограничены традиционными способами воспроизводства потомства и с неодобрением относится ко всем другим формам сексуальности. Но люди достаточно разумны, чтобы самим решать, желают ли они и, если желают, то когда, заводить детей. Мужчины и женщины вступают в половую связь не просто ради зачатия детей, но также и для того, чтобы испытать эротическое удовольствие.
Это значит, что партнеры имеют право по своему желанию использовать противозачаточные средства. Поскольку ритмический, ориентированный на менструальный цикл, способ предохранения часто бывает ненадежен, можно пользоваться презервативами, колпачками, таблетками и диафрагмами. Партнеры, вступающие в половую связь, должны придти к согласию относительно того, как лучше избежать нежелательной беременности.
Аборт. Право на аборт включено в такие права человека, как право на частную жизнь и право свободно распоряжаться своим телом. В прошлом мужчины господствовали над женщинами экономически, социально и сексуально; обычно муж решал, когда должна родить его жена. Но внутриутробный плод развивается внутри тела женщины, а не мужчины, и никто, в том числе и общество не имеют права требовать от нее продолжения беременности, если она не хочет рожать детей.
Аборт является серьезной этической проблемой. Можно доказывать, что женщина не должна прибегать к нему, предварительно не продумав всех последствий этого шага и не посоветовавшись по своему желанию с мужчиной, «виновником» зачатия, если он, конечно, известен. Аборт — это средство решения проблемы, когда все остальные средства оказались неудачными или невозможными. Решение должно быть ответственным, принятым после тщательного и всестороннего рассмотрения всех альтернатив и последствий. Если женщина решилась на аборт, общество и государство не должны принуждать ее отказаться от него. Я не убежден, что бездумное применение аборта оправдано этически. Можно сказать, что при определенных условиях аборт является ошибкой, особенно, когда беременность началась как результат сознательного решения жены и мужа.
Тем не менее, именно женщина обладает окончательным и законным правом свободно распоряжаться своим телом. Аборт оправдан в тех случаях, когда женщина была изнасилована, когда ее зародыш страдает тяжелым физическим недостатком или обладает признаками вырождения, когда жизнь или здоровье матери находятся в опасности, когда женщина не замужем или не в состоянии обеспечить надлежащую заботу о своем ребенке. Общество не имеет права диктовать ей условия совершения аборта.
Оправдана обеспокоенность абортами, которые должны делаться на поздней стадии беременности, когда плод жизнеспособен и сможет жить вне тела матери. Я согласен, что за исключением экстраординарных ситуаций аборт должен быть сделан, если это возможно, до наступления четырех месяцев беременности. Трудно установить, когда зародыш или плод становится человеком, или когда начинается жизнь собственно человека. Безусловно, и это в последнее время начинает признавать даже католическая церковь, в течение первых трех месяцев со времени зачатия плод не является человеком. Точно так же четырехмесячный зародыш человека не обладает в полной мере теми же правами (в том числе и правом на жизнь), какие имеет уже родившийся ребенок. И все же, совершение аборта на последних месяцах беременности не представляется мне разумным.
Мне не кажется разумным ни безусловное отрицание абортов, ни их безграничное одобрение. Необходимо занять сбалансированную позицию и избегать крайних точек зрения. Верховный суд Соединенных Штатов полагает, что вопрос о начале жизни человека является метафизическим и что женщина имеет право на частную жизнь, и ей должно быть предоставлено право самой решать, следует ей делать аборт или нет. Эта позиция представляется мне наиболее разумной. Тех женщин, которые выступают против абортов, нельзя принуждать к нему, они имеют право следовать велениям собственной совести. Но та же свобода совести должна быть предоставлена и тем женщинам, которые не считают аборт убийством. Принцип терпимости особенно важен для плюралистического и демократического общества, уважающего право человека на автономию морального выбора.
Должны ли подростки иметь такое же право на аборт, что и взрослые? В последнее время возросло количество случаев беременности подростков и число детей, родившихся у молодых матерей-одиночек. Отчасти это происходит, вероятно, потому, что прежде женщины выходили замуж рано, как только они достигали того возраста, когда оказывались в состоянии рожать детей. Подростки, которые достигают половой зрелости в двенадцать, тринадцать или четырнадцать лет, интересуются сегодня сексом не более, чем в свое время интересовались их дедушки и бабушки, просто они женятся позже, чем их предки. На мой взгляд, было бы лучше, если бы молодые люди воздерживались от половых контактов до тех пор, пока не станут сексуально зрелыми и смогут лучше разбираться в отношениях между полами. Не достигшие совершеннолетия сексуально активные девушки имеют право на получение информации о противозачаточных средствах, и после соответствующих бесед со своими родителями и консультантами им должно быть позволено, если это возможно, делать аборт. Они имеют такое же право свободно распоряжаться своим собственным телом, как и взрослые.
Искусственное оплодотворение. Католическая церковь осуждает биомедицинские технологии, позволяющие бесплодным парам иметь детей: искусственное оплодотворение, оплодотворение в лабораторных условиях и суррогатное материнство. Церковная оппозиция руководствуется тем, что она считает «неизменными и нерушимыми божественными законами». По их представлениям, зачатие должно происходить только во время супружеского полового сношения, а деторождение может быть «осуществлено только в браке посредством характерных и исключительных актов между мужем и женой» [5]. Тем самым мужу запрещается мастурбация с целью получения спермы, а ученым и врачам — оплодотворение яйцеклетки внутри матки или в пробирке. Подобным образом осуждается женщина, которая соглашается оплодотворить свою яйцеклетку с помощью медицинской процедуры и вынашивать такого ребенка вплоть до срока окончания беременности.
Церковь выступает против использования «неестественных искусственных технологий», хотя сами священники пользуются такими искусственными вещами как вставные зубы и очки. Они объясняют это тем, что очки и вставные зубы улучшают природные процессы, тогда как противозачаточные средства препятствуют отправлению естественных функций организма. Если в качестве критерия наших действий использовать принцип «непрепятствия осуществлению естественных процессов», то тогда мы никогда не должны пить вина, поскольку оно может повредить наши познавательные способности, а космонавтам нельзя находиться на околоземной орбите или пребывать в невесомости, поскольку тем самым они пренебрегают естественным законом гравитации. К тому же искусственное оплодотворение является не помехой, а способом улучшения природных процессов и функций.
return false">ссылка скрытаЕсли единственно допустимым способом зачатия является осеменение женской яйцеклетки мужской спермой во время полового акта, то почему тогда Бог оплодотворил Деву Марию непорочным образом и пренебрег своим собственным естественным законом?
Репродуктивная свобода включает право на генетическую экспертизу. Сегодня можно установить пол зародыша и его генетические дефекты. Пара, получившая генетическую консультацию и посчитавшая, что состояние ее зародыша очень опасно, сама может решить, хочет она рождения ребенка или нет. Мужчины и женщины должны иметь право на экспериментальное обследование зародыша и аборт дефектного плода. Хотя Ватикан объявил, что он будет пытаться склонить законодателей различных стран к юридической защите божественного закона естественного оплодотворения, все эти усилия суть попытка нарушать право людей на частную жизнь.