ТЕМА 3. Документальное исследование

Основные положения

 

1. Во всех современных обществах одним из важнейших средств
оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею
являются документы, поскольку все сферы, структуры, общности и
ячейки общества так или иначе оформляются определенными докумен­тами.

Анализ документов позволяет социологу выявить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, которыми люди ру­ководствуются на различных этапах развития общества и в различных социальных ситуациях, проследить динамику развития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с государством, культурой, религией, политическими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития.

Что же понимается под анализом документов в социологии?

Анализ документов это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и яв­лений для решения определенных исследовательских задач.

2. Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив докумен­тации можно было успешно и эффективно использовать в целях извле­чения из нее необходимой социологам информации, документы следует
классифицировать. Такая классификация осуществляется по целому ря­ду оснований.

По общей значимости документы обычно делятся на:

Ø официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);

Ø неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневники,
семейные альбомы и др.).

По форме изложения документы подразделяются на:

Ø статистические (статистические отчеты, сборники статистиче­ских материалов, содержащие экономические и социальные показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности, материального благосостояния населения, его образовательного уровня и т.п.);

Ø вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в сло­весно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).

По способу фиксации информации выделяются следующие разно­видности документов:

Ø письменные документы, в которых информация изложена в форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прессы, различного рода документальные свидетельства о рождении, ослу­жебной должности, о праве на владение имуществом);

Ø иконографические документы, воспринимаемые визуально
(иконы, картины, кино - и фотодокументы, видеозаписи);

Ø фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие
(грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

По критерию авторства документы делятся:

Ø индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявление,
жалоба);

Ø коллективные, созданные несколькими авторами или группой
людей (обращение к депутатам, правительству или населению страны, декларация о намерениях группы, партии, движения и т.п.).

3.Многообразие видов документов по-разному используются в со­циологических исследованиях, однако существуют два основных мето­да анализа документов. Один из них традиционный, классический, а второй - формализованный, или, как его чаще всего называют, кон­тент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).

Традиционный анализ документов представляет собой совокуп­ность определенных логических построений, направленных на раскры­тие основного содержания изучаемого материала.

4.Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, оп­ределении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают:

Ø отдельные слова (термины, имена политических деятелей, на
звания партии и движений, географические названия и т.п.);

Ø суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагмен­тов текстов;

Ø оценки, точки зрения, аргументы, а также

Ø различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов
и др.).

Определение единиц счета зависит от целей исследования.

В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления со­держания текста: качественный и количественный. Качественный кон­тент-анализ основан на использовании не частотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содер­жания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемо­сти каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача - получить количест­венную характеристику содержания изучаемого текста.

6. Содержательным ядром контент-анализа выступает логическая
модель предмета
анализа, в которой взаимодействуют три элемента:

Ø категориальная модель предмета анализа;

Ø система единиц анализа;

Ø меры (единицы) измерения.

Категориальная модель предмета ана­лиза включает в себя параметры и категории анализа, отражающие при­знаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты, со­ответствующие целям и задачам социологического исследования.

7.Система единиц контент-анализа представляет собой опреде­ленным образом иерархизированную совокупность единиц анализа.

8. В практике социологических исследований сложился определен­ный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу
наиболее часто употребляемых из них относятся следующие.

Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочета­нием слов. В приводимом нами примере прикладного социологического
проекта, посвященного исследованию активизации экономического поведения различных групп населения, такими смысловыми единицами явля­ются «предприниматель», «наемный работник», «безработный», «рынок
капиталов», «рынок товаров», «рынок труда», «мотивация экономическо­го поведения», «стимулирующая роль заработной платы» и др.

Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах
или целостных текстах. Выбор темы в качестве единицы контент-
анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на оп­ределенные части, являющиеся органическими единицами контекста, внутри которых тема может быть более или менее четко определена.
Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как общая тема
социологического исследования, так и определенная ее часть, напри­
мер, проблема создания благоприятного правового пространства для
развития малого и среднего бизнеса, являющаяся частью общей темы
активизации экономического поведения.

Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отражен­ного в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в зависимости
от выделенной темы контент-анализа, может выступать предпринима­тель, менеджер, банковский служащий, президент страны или союза
предпринимателей и т.п.

Ситуация, - например, экологическая ситуация, рассматривае­мая в контексте отношения человека с окружающей средой; экстре­мальная ситуация, сложившаяся в районах Беларуси, пострадавших от
Чернобыльской катастрофы и др.

return false">ссылка скрыта

Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их
группами, в пределах избранной для контент-анализа темы. Например, действия предпринимателей, безработных или налоговой полиции.

Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре контент-
анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый из них
составляют единицы протяженности, располагаемые в координатной
сети: пространство - время. Примером таких единиц счета, применяе­мых в контент-анализе, могут служить съем текста в квадратных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печатном докумен­те, а также количество минут, которые занимает эфирное время телеви­зионного сообщения. Единицей измерения может служить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого появления. Именно -. последнее - частота появления искомого признака в тексте является са­мым распространенным в прикладных исследованиях способом изме­рения характеристик изучаемого содержания с точки зрения интере­сующего социолога объекта исследования.

Процедура социологического исследования, основанная на мето­дике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций, осуще­ствляемых в соответствии с тремя стандартными документами. Первый такой документ - таблица контент-анализа. Она содержит в себе на­бор параметров и категорий, применяемых в процессе осуществления контент-анализа определенного содержания различных типов. Второй документ - инструкция кодировщика. Она включает в себя описание единиц анализа и мер измерения (подсчета) выделяемых характеристик. Регистрация единиц анализа производится в специальных таблицах, со­ставляющих кодировочные карточки или матрицы. Кодированная кар­точка - это и есть третий стандартный документ для проведения кон­тент-анализа. Она содержит все классификационные единицы анализа -параметры и категории, обозначаемые обычно определенным кодом. В этой кодировочной матрице каждый вертикальный столбец означает отдельный документ (присвоенный ему номер), а каждая горизонталь­ная строчка - классификационные единицы и меры измерения, выра­женные в определенных кодах.

9.Важную роль при использовании контент-анализа играет уста­новление адекватности документов. Она определяется как степень, в которой в изучаемом документе отражаются интересующие исследова­теля характеристики объекта, т.е. степень, в какой документ соответст­вует предмету исследования. Контент-анализ в процессе социологиче­ского исследования целесообразно дополнять другими методами иссле­дования или-же использовать его в качестве дополнительного метода, если основным методом исследования выступает какой-либо иной из социологических методов. Например, при проведении массовых опро­сов в некоторых случаях очень важно использовать контент-анализ от­крытых вопросов анкет и бланков интервью.