Социологические концепции постиндустриального общества в трудах Д. Гэлбрейта, Д. Белла и Э. Тоффлера.

 

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - понятие социальной философии и социологии, используемое в рамках цивилизационного подхода к историческому процессу и фиксирующее современную стадию цивилизационного развития. Термин введен Беллом; Дэниел Белл рассматривал историю как смену трёх эпох, (или трёх типов общества): доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная.
Доиндустриальное общество было организовано вокруг взаимодействия человека с природой: ресурсы обеспечивались добывающими отраслями промышленности, а общество подчиняется законам снижающейся отдачи и низкой производительности.
Индустриальное общество знаменует собой радикальный разрыв с такой традиционностью и становится важнейшим условием становления постиндустриальной системы. Индустриальное общество – это уже взаимодействие человека с преобразованной природой, в его рамках добыча природных ресурсов сменяется производством заранее определённых продуктов, наблюдается возрастающая квалификация работника, основным производственным ресурсом становится энергия, человек оказывается способным делать определённые локальные технологические и хозяйственные прогнозы.
И, наконец, постиндустриальное общество: Д. Белл противопоставляет его индустриальному обществу в качестве такого, где «производство как дискретный и постоянно возобновляющийся процесс сменяется непрерывным воздействием на окружающую среду, где каждая сфера человеческой деятельности оказывается тесно связана со всеми другими». Постиндустриальное общество основано на «игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии доминирующую позицию занимает технология интеллектуальная, основанная на информации.

Белл указывает на следующие пять признаков «постиндустриального общества»:
· переход от экономики обрабатывающих отраслей к экономике услуг;
· растущее преобладание «класса специалистов и техников»;
· главенствующая роль теоретических знаний в качестве основы нововведений и формулирования политики;
· ориентация в будущем на контроль и оценку технологии;
· принятие решений на базе новой «интеллектуальной технологии».

 

ГЭЛБРЕЙТ (GALBRAITH) ДЖОН КЕННЕТ (1908) Основная работа Гэлбрейта — «Новое индустриальное общество» (1967). В ней Гэлбрейт обосновал свою концепцию «индустриального общества», где понятие «индустриальная система» служит определяющей характеристикой современного общества; сформулировал понятия «индустриальная система», «техноструктура», «зрелая корпорация». Образование техноструктуры Гэлбрейт связывает с эволюцией института корпорации. Бразды правления в зрелой корпорации переходят к техноструктуре — группе людей, которая «направляет деятельность предприятия, является его мозгом». Гэлбрейт считает, что переход власти к техноструктуре коренным образом меняет функциональное назначение корпораций. Для современной зрелой корпорации основной целью деятельности становится уже не прибыль, а высокий темп роста производства, что соответствует интересам общества. В теорию нового индустриального общества Гэлбрейт фактически включает концепции «революции управляющих», «коллективного капитализма», «государства всеобщего благосостояния» А.Берли, Г.Минза, Дж.М.Кларка и других институционалистов. Но Гэлбрейт дал комплексную концепцию трансформации капитализма, причем не только экономики, но и его политической и идеологической сфер как непосредственного результата научно-технического прогресса. В качестве альтернативы марксизму Гэлбрейт выдвинул концепцию «конвергенции» двух мировых систем.

 

ТОФФЛЕР ЭЛВИН - (1928 г.р.) - американский публицист и футуролог, сторонник концепции постиндустриального общества. Главная идея состоит в том, что ускоренное современное социальное и технологическое развитие ввергает общество и личность в шоковое состояние, связанное с возникающими при этом огромными трудностями социальной адаптации. Он выступает за расширение демократии и плюрализм, децентрализацию и дебюрократизацию, дестандартизацию и индивидуализацию, социальную гармонию и тд. В духе концепции постиндустриального общества Т.Э. выдвинул теорию трех "волн" развития человеческой цивилизации (аграрная, индустриальная и современная - "третья волна"), Основные труды Т.Э.: "Шок будущего" (1970), "Третья волна" (1980) и "Сдвиг власти" (1990).