Протестантизм в России.

Проникновение протестантов в Россию началось практически одновременно с распространением нового вероучения в странах Западной Европы. Еще при жизни Лютера в Москве появились первые протестантские общины. Поток лекарей, аптекарей, торговых и военных людей, художников и ремесленников из охваченных Реформацией стран в Россию начался в последние годы царствования Василия III и принял более широкий размах в правление Ивана Грозного. Тогда же британской факторией в России была учреждена и англиканская церковь в Архангельске. Приток протестантов особенно увеличился в годы разразившейся в Европе Тридцатилетней войны. Некоторые из них были специально выписаны из-за границы в Россию на службу, другие искали убежище от преследований за религиозные убеждения, которым подверглись на родине. Видя в иностранных специалистах «пособников и споспешников», государство предоставляло протестантам свободу вероисповедания и богослужения, право строить храмы с колокольнями и назначать из-за границы пасторов. Протестантские пасторы за свою службу получали жалованье не только от общины, но и из государственной казны. К концу XVII в. в Москве существовало уже три лютеранских и одна реформатская церковь.

Московское правительство недоверчиво относились к римско-католическому духовенству и взяло за правило вызвать из Европы иностранцев именно протестантского вероисповедания. Отношение государства к ним определялось формулой – охранять господствующую православную церковь и не вмешиваться во внутреннюю церковную жизнь пребывающих в России иностранцев. В 1721 г. после учреждения Святейшего синода вопросы, связанные с управлением и надзором за протестантскими общинами, стали частью его функций, а в 1824 г. специально с этой целью было образовано Главное управление дел иностранных исповеданий, которое в 1832 г. под названием Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий вошло в состав Министерства внутренних дел.

Спектр протестантских исповеданий, представленных в России на конец XIX столетия, был достаточно широк и не исчерпывался лютеранскими (немецкими, финскими, шведскими), реформаторскими (немецкими, голландскими, французскими) и англиканскими общинами. Как показывает «Устав духовных дел иностранных исповеданий», принятый в 1896 г., в России имелись общины Евангелическо-Аугсбургской церкви, меннонитов, баптистов, а также не зафиксированные в Уставе общины евангельских христиан (вероучение которых было родственно баптистскому), адвентистов, методистов, ирвингин (Кафолическо-Апостольская церковь) и конгрегационалистов. В конце XIX века в России было 7 млн протестантов.

В 1900-е годы свою деятельность в России начали религиозно-филантропическая организация протестантского толка Армия спасения, а также Христианская наука. В 20–30-е гг. XX в. ряды российских протестантов пополнили пятидесятники и свидетели Иеговы. По статистическим данным 1912 года, на территории России было зарегистрировано 624 протестантских общины, и в целом по стране протестанты составляли 4,85 % населения[18].

Февральская революция, а потом Декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» были восприняты многими протестантами с энтузиазмом, как залог установления в стране начал истинной веротерпимости. Однако протестанты не избежали общей судьбы верующих в СССР: к примеру, к 1938 г. у российских лютеран не осталось своих пасторов. Возрождение и регистрация общин протестантов возобновилась уже после окончания Отечественной войны.

В 2000 г. был создан Консультативный совет глав протестантских церквей, куда вошли представители крупнейших протестантских церквей России: баптисты, пятидесятники и адвентисты. На 2004 г. в России существовало 4 708 зарегистрированных протестантских общин. Оценка численности протестантов в России в разных источниках колеблется от 300 тыс. до 2 млн. человек, что приблизительно соответствует 2 % россиян[19].

Вопросы для самоконтроля.

1. Определите особенности процесса Реформации а Англии.

2. Проанализируйте реформаторскую деятельность Мартина Лютера в Германии

3. Выявите основные черты Богословия М. Лютера.

4. Сравните доктрины Цвингли и Кальвина.

5. Охарактеризуйте основные протестантские течения.

6. Установите особенности деятельности протестантских деноминаций в России.