Классификация бухгалтерских документов
Чтобы облегчить изучение документов, их необходимо классифицировать. Классификация документов строится по следующим признакам: по назначению, по порядку составления, по способу охвата, по месту составления (см. табл.31).
1. По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные.
Распорядительными являются такие документы, которые содержат распоряжение о выполнении той или иной хозяйственной операции. Так заработную плату за очередной отпуск выплачивают лишь в том случае, если есть приказ о предоставлении данному работнику отпуска, получить деньги с расчетного счета можно только при наличии письменного указания работников, распоряжающихся в данной организации денежными средствами – директора и главного бухгалтера.
К числу распорядительных документов относятся приказы, распоряжения, чеки, платежные поручения, ордера, требования, доверенности и т.п.
В качестве оправдательных(исполнительных) рассматриваются документы, оформляющие уже произведенные операции, составляются в момент совершения операций и представляющие собой первый этап их учетной регистрации. Примером таких документов могут служить: накладные, акты сдачи-приемки ценностей, квитанции, платежные ведомости, требования, отчеты и т.п.
Документами бухгалтерского оформления называют такие документы, которые создаются аппаратом бухгалтерии для подготовки учетных записей, а также для облегчения, сокращения и упрощения последних.
Сюда относятся распределительные и группировочные ведомости, расчеты (например, калькуляции), разного рода бухгалтерские справки и т.п. Документы бухгалтерского оформления не имеют самостоятельного значения. Их можно использовать только вместе с соответствующими оправдательными документами.
Комбинированными называются документы, сочетающие признаки нескольких документов: распорядительных и оправдательных, оправдательных и документов бухгалтерского оформления и т.д. Примером комбинированного документа может служить авансовый отчет, кассовые приходные и расходные ордера и т.д.
Таблица 31 | ||
Классификация документов | ||
Признаки классификации | Вид документов | Краткая характеристика |
1. По назначению | Распорядительные | Содержат распоряжение о выполнении операций (доверенность, расходный ордер.) |
Оправдательные исполнительные) | Оформляют уже произведенные операции (накладные, квитанции, требования, акты приемки-сдачи...) | |
Бухгалтерского оформления | Документы, составляемые работниками бухгалтерии для облегчения записи операций по счетам (калькуляция, распределительные ведомости. Ошибки...) | |
Комбинированные | Сочетают несколько видов документов (распорядительно-оправдательные) | |
2. По порядку составления | Первичные (простые) | Оформляющие операцию в момент ее свершения (кассовые ордера, счета, требования...) |
Сводные | Сводка данных нескольких первичных документов | |
3. По способу охвата | Разовые | Оформляемые в один рабочий прием и сразу же после составления могущие служить основанием для бухгалтерских записей |
Накопительные | Оформляются за несколько рабочих приемов в течение определенного времени | |
Группировочные | Отражают хозяйственные операции, сгруппированные по тем или иным признакам (по видам затрат, по расходу материалов со складов и т.д.) | |
4. По месту составления | Внешние | Поступают от других организаций (счета-фактуры поставщиков, платежные поручения дебиторов) |
Внутренние | Составляются внутри организации (требования, ведомости по зарплате, кассовые ордера...) |
2. По порядку составления различают первичные и сводные документы.
Первичные документы впервые отражают совершившиеся хозяйственные операции. К ним относятся кассовые ордера, чеки, счета, требования, накладные, приемо-сдаточные акты, квитанции и т.д.
Сводные представляют собой сводку данных нескольких первичных документов. К их числу относятся авансовые отчеты подотчетных лиц, отчеты кассира, всякого рода реестры и т.д. Сводные документы получили широкое распространение в современной практике бухгалтерского учета и имеют большое значение в деле его усовершенствования. Они сокращают количество записей и значительно упрощают и облегчают учетную работу.
3. По способу охвата (составления) документы делятся на разовые, накопительные и группировочные.
Разовыми называются документы на одну или несколько операций, составляемые и оформляемые сразу, в один рабочий прием, и сразу же после составления могут служить основанием для бухгалтерских записей. К разовым документам относится большинство как первичных, так и сводных документов.
Накопительными называются документы, в которых регистрируется ряд однородных операций по мере их совершения, отдельными на каждую операцию рабочими приемами, в течение определенного периода (декады, месяца).
По истечении срока накопительный документ окончательно оформляется (подытоживается, подписывается) и передается в бухгалтерию, где служит основанием для бухгалтерских записей по его итогам. К накопительным документам относятся, например, лимитно-заборные карты, табель учета рабочего времени и т.д.
Группировочные документы отражают однородные хозяйственные операции, сгруппированные по тем или иным признакам (по видам затрат на производство, по передаче материалов со склада в производство).
4. По месту составления различают внешние и внутренние документы.
Внешние - составляются за пределами данной организации.
Внутренние - составляются внутри данной организации.