СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Все школы и направления китайской философии вырастают из общей основы, которую можно назвать культурой Дао. В социально-историческом и теоретическом срезах становление китайской философии охватывает два периода:

1) - родовой

2) - переходный от рода к государству с соответствующими типами родового и переходного мировоззрений.

Культура Дао сложилась в первый период. Дао понимается как сущность жизни. Геометрически Дао изображают в виде сферы с вписанным в неё кубом. Жизненные функции Дао поддерживаются вселенскими ритмами инь и ян: ян воспринимается из вне и генерируется внутри Дао сферой, инь - кубом. Организм Дао наполнен пустотой, в которой растворены идеальное, духовное и телесное качества. Пустота пронизана системой энергетических полей. Пять иньских полей располагаются по горизонтали, они взаимодействуют по кругу и в такой же последовательности поочерёдно заходят в центр. Пять янских полей располагаются вертикально и взаимодействуют по траектории в виде восьмёрки и тоже в определённой последовательности входят в центр. Все энергетические поля являются парными аналогами друг друга. В центре - противоположные поля инь и ян сливаются в единство и образуют новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян. В полном цикле сопряжений поля сплетают 25-частную спираль Дао.

С началом разрушения рода и зарождением государства, культура Дао деформировалась. Элементы инь и ян со своих спиральных орбит, в центробежной направленности разрывают объём Дао, а в центростремительной сталкиваются в противоборстве. В результате Дао ввергается в хаос. Движимый трагическими обстоятельствами хаоса человек сознательно берёт на себя заботу о восстановлении гармонии культуры Дао. Это делают отдельные способные к тому личности. Они ставят себя на место центрального элемента цзы в системе архетипа у чан / усин, восстанавливают генетическую триаду инь-цзы-ян и реставрируют Дао. Их теоретическое творчество и проповедуемый ими образ жизни в каждом реставрируемом ими типе культуры Дао, принимает статус философии. Такие люди получают имя цзы и потому все древнекитайские философы называются цзы: Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Мо-цзы, Сюнь-цзы и другие.

Философы направляются в центр Дао как ставленники природных и социальных верхов и низов: от широкой Земли и народа (минь), от высокого Неба и правителя (цзюнь). Соответственно они реставрируют Дао на горизонтальной и вертикальной составляющих архетипа у чан / у син. В китайской философии рождается два основных направления - даосизм и конфуцианство, между которыми помещается призванное интегрировать их учение «Книги перемен».

Каждое из направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве философия называется хаосюэ, что является аналогом греческого слова. Дословно хаосюэ, как и в греческом языке, означает любовь к мудрости: хао - любить, сюэ - мудрость, учение. В даосизме философия называется цзюэсюэ - отрицание мудрости: цзюэ - отрицать, сюэ - мудрость. Однако это только отрицание иллюзорной человеческой самости и утверждение подлинной всеобщей самости человека, входящей в даосизме в понятие цзыжань - естественность. В качестве любви даоская цзюэ сопоставима с другим греческим словом, означающим любовь. Даоская философия цзюэсюэ, противоположная конфуцианской хаосюэ, в греческой транскрипции может быть названа агапософия. Учение «Книги перемен» вырабатывает свой термин и понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически в триграммах и гексаграммах. Таким образом, китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии.

Реставрация культуры Дао конфуцианством, даосизмом и ицзинистикой начинается с духовной сущности. Этим определяются исходные характеристики древнекитайской философии:

- в своих истоках и эволюции китайская философия есть философия Дао (в аналогах инь и ян - это философия Дао и Дэ);

- китайская философия начинается с решения духовно-нравственной проблематики;

- китайская философия сознаёт и именует себя в специальных терминах, понятиях и идеях, стоит вровень с мировой философией и открывает путь историко-философской компаративистики.

2. Философия высшего синтеза. Теория числа, имени , мифа Лосева

Ф. Лосев Алексей Федорович Лосев (1893—1988) — последний Ф. и филолог-классик Серебряного века русской культуры. Круг интересов, область фундаментальных исследований ученого исключительно широки: Ф.ия, история и теория культуры, эстетика, логика, языкознание, мифология, музыка, математика

В конце жизни Лосев себя считал сторонником идей всеединства и цельного знания. Лосев верил в социализм гуманный, кот. должен прийти, сменив собою общество, основанное на индивидуализме. Коллективизм — это цель, к которой движется человечество. Но это будет «такой коллективизм, кот. не подавляет личность, а помогает ей развиться, предоставляет ей возможности и стимулы для самораскрытия»*. Индивидуализм, господствовавший в Европе последние пять столетий, сделал свое дело. Наступает новая эпоха, писал незадолго до смерти Лосев, — эпоха подлинного единения людей на основе синтеза великого многообразия социального и духовного опыта наций, народов, цивилизаций.