Нормирование остойчивости морских судов

Согласно Правилам Регистра судно призна­ется достаточно остойчивым, если выполняются следую­щие требования.

1. «Судно должно, не опрокидываясь, противостоять одновременному действию динамически приложенного давления ветра и бортовой качки».

Математически это требование записывается так: К=Мопр/Мкр≥1

где К — критерий погоды; Мопр — опрокидывающий момент, определенный с учетом качки судна; Мкр— кренящий момент от дав­ления ветра; Мкр=РvАvZ

где Рv — давление ветра в паскалях, определенное по табл. Правил, в зависимости от z и района плавания судна; Аv — пло­щадь парусности; z — отстояние центра парусности от плоскости действующей ватерлинии.

 

2. Параметры диаграммы статической остойчивости судна, построенной с учетом влияния свободной поверх­ности жидкости, должны быть не ниже следующих:

максимальное плечо диаграммы l max≥0,25 м при L≥80 м и l max≥0,2 м при L≥105 м, для промежуточ­ных значений длины судна L величина lmax определяет­ся линейной интерполяцией;

угол максимума диаграммы θmax≥ЗО°;

угол заката θзак≥60° и θзак≥55° при учете обледе­нения.

3. Исправленная начальная поперечная метацентричеcкая высота судна «... при всех вариантах нагрузки, за исключением «судна порожнем», должна быть поло­жительной» h≥0.15

Таким образом, требования п. 2 и 3 в неявной форме регламентируют площадь диаграммы статической остой­чивости, задавая минимальный наклон ее начальной ветви, минимальную протяженность по длине и высоте, а также положение максимума.

4. При плавании судна в зимнее время в зимних сезонных зонах его остойчивость должна проверяться с учетом возможного обледенения. Масса льда и коорди­наты его ЦТ приводятся в Информации об остойчивости или могут быть рассчитаны по рекомендациям Правил.

5. Если на судно распространяются требования к не­потопляемости, изложенные в части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов, его «...остойчивость в неповрежденном состоя­нии должна быть достаточной для того, чтобы в ава­рийных условиях она удовлетворяла ... требованиям к аварийной остойчивости» [14].

6. Должны выполняться дополнительные требования к остойчивости судов различных типов.

Так, для лесовозов и других судов, перевозящих лес на палубе, ужесточаются требования к метацентрической высоте — она должна быть не менее 0,1 м, кроме того, при проверке остойчивости должно учитываться возможное намокание лесного груза на палубе путем увеличения его массы на 10 %.

У контейнеровозов и любых других судов, перевозя­щих контейнеры на палубе, метацентрическая высота должна быть не менее 0,20 м, а угол крена на устано­вившейся циркуляции или от действия бокового ветра — не больше половины угла входа палубы в воду или 15% смотря по тому, что меньше.

Для сухогрузных судов дополнительно ограничивает­ся избыточная остойчивость путем ее проверки по кри­терию ускорения.