Нормирование остойчивости морских судов
Согласно Правилам Регистра судно признается достаточно остойчивым, если выполняются следующие требования.
1. «Судно должно, не опрокидываясь, противостоять одновременному действию динамически приложенного давления ветра и бортовой качки».
Математически это требование записывается так: К=Мопр/Мкр≥1
где К — критерий погоды; Мопр — опрокидывающий момент, определенный с учетом качки судна; Мкр— кренящий момент от давления ветра; Мкр=РvАvZ
где Рv — давление ветра в паскалях, определенное по табл. Правил, в зависимости от z и района плавания судна; Аv — площадь парусности; z — отстояние центра парусности от плоскости действующей ватерлинии.
2. Параметры диаграммы статической остойчивости судна, построенной с учетом влияния свободной поверхности жидкости, должны быть не ниже следующих:
максимальное плечо диаграммы l max≥0,25 м при L≥80 м и l max≥0,2 м при L≥105 м, для промежуточных значений длины судна L величина lmax определяется линейной интерполяцией;
угол максимума диаграммы θmax≥ЗО°;
угол заката θзак≥60° и θзак≥55° при учете обледенения.
3. Исправленная начальная поперечная метацентричеcкая высота судна «... при всех вариантах нагрузки, за исключением «судна порожнем», должна быть положительной» h≥0.15
Таким образом, требования п. 2 и 3 в неявной форме регламентируют площадь диаграммы статической остойчивости, задавая минимальный наклон ее начальной ветви, минимальную протяженность по длине и высоте, а также положение максимума.
4. При плавании судна в зимнее время в зимних сезонных зонах его остойчивость должна проверяться с учетом возможного обледенения. Масса льда и координаты его ЦТ приводятся в Информации об остойчивости или могут быть рассчитаны по рекомендациям Правил.
5. Если на судно распространяются требования к непотопляемости, изложенные в части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов, его «...остойчивость в неповрежденном состоянии должна быть достаточной для того, чтобы в аварийных условиях она удовлетворяла ... требованиям к аварийной остойчивости» [14].
6. Должны выполняться дополнительные требования к остойчивости судов различных типов.
Так, для лесовозов и других судов, перевозящих лес на палубе, ужесточаются требования к метацентрической высоте — она должна быть не менее 0,1 м, кроме того, при проверке остойчивости должно учитываться возможное намокание лесного груза на палубе путем увеличения его массы на 10 %.
У контейнеровозов и любых других судов, перевозящих контейнеры на палубе, метацентрическая высота должна быть не менее 0,20 м, а угол крена на установившейся циркуляции или от действия бокового ветра — не больше половины угла входа палубы в воду или 15% смотря по тому, что меньше.
Для сухогрузных судов дополнительно ограничивается избыточная остойчивость путем ее проверки по критерию ускорения.