Знаете ли вы своего ребенка?
{примерная программа наблюдения за ребенком в семье и составление на него психолого-педагогической характеристики) I. Психологические данные
1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?
2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окру
жающими?
3. Как развита воля? В чем она проявляется?
4. Разговорчив или замкнут?
5. Ленив или нет? В чем это проявляется?
6. Какова память?
7. Как реагирует на обиды?
8. Проявляется ли озлобленность?
9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?
10. Капризен ли? В каких случаях?
11. Драчливость. Чем вызывается?
12. Имеет ли стремление к самостоятельности?
13. Проявляет ли потребительское отношение к родителям,
учителям?
14. Кого уважает и за что?
15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?
16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?
17. Замечается ли упрямство. В чем выражается?
II. Гигиена
1. Аккуратность (примеры).
2. Как поднимается с постели?
3. Умывание (его способ и отношение к нему).
4. Когда ложится спать?
5. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.
6. Еда. Что любит и не любит. Когда ест и сколько раз в
день?
III. Игра
1. Играет ли дома?
2. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товари
щами?
3. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уго
лок?
4. Какие игры и развлечения больше всего любит?
IV. Физический труд
1. Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?
2. Понимает ли необходимость труда?
3. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?
4. Чем занимается, когда бывает дома?
5. Какую профессию хочет выбрать в будущем?
V. Социальная жизнь
1. Как относится к товарищам?
2. Как относится к соседям, знакомым родителей?
3. Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что
делает?
4. Много ли времени проводит дома? Что обычно дела
ет?
5. В каких общественных организациях участвует (активно,
не активно, по принуждению)?
VI. Умственная и эстетическая жизнь
1. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это
занятие в день?
2. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует?
Любознателен ли? Примеры.
3. Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?
4. Как реагирует на наказание и поощрения? Укажите кон
кретно какие и как они на него действуют.
5. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем
это проявляется?
6. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше
развит (двигательный, эмоциональный, логический, про
извольный, непроизвольный)?
7. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах,
слушать музыку?
8. Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?
9. Любит ли пересказывать виденное и услышанное? Что
именно?
Данная анкета не только позволяет родителям лучше узнать своего ребенка. Она решает и другие задачи: 1) узнав с помощью анкеты пробелы в своем знании ребенка, родители обратятся за помощью к учителю, что будет способствовать укреплению контактов с семьей; 2) с другой стороны, и учитель, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполненной анкеты много того, что в школьных условиях он мог и не увидеть.
Честные ответы на вопросы анкеты помогут родителям и учителю. Нельзя закрывать глаза или списывать на баловство невоспитанность и лень, нарушения поведения, раздражительность, чрезмернуювозбудимость, низкую работоспособность и высокую утомляемость. Нельзя не обращать внимания на вялость и апатию, подавленность и нежелание трудиться.
Рано или поздно недостатки семейного воспитания станут свершившимся фактом — ребенок начнет плохо себя вести, отставать от сверстников. Что же делать учителю с ним? Какие средства коррекции избрать? Это вопросы сложные, и зачастую один учитель справиться с ними не может. Прежде всего необходимо убедиться в том, что под видимыми трудностями не скрывается нарушение со стороны нервно-психической сферы, которое требует специального лечения или особых условий обучения. Учитель прежде всего установит доверительный контакт с родителями ученика. В очень тактичной форме выскажет свои тревоги, попытается проанализировать обстановку в семье, где воспитывается ребенок, понять, нет ли в семейном укладе тех или иных моментов, которые могли бы стать причиной школьных трудностей ученика. Совместно с родителями необходимо принять меры к их устранению или сглаживанию.
Если учитель не увидит положительных результатов, а состояние ребенка остается таким же тяжелым или ухудшается, следует очень тактично посоветовать родителям обратиться к врачу. Надо доброжелательно и аргументированно убедить родителей в необходимости более серьезного обследования ребенка. Желательно при этом подготовить объективную педагогическую характеристику, в которой четко указать, какие трудности отмечаются у ребенка, что уже было сделано учителем для их коррекции. Получив рекомендации врача — детского психоневролога, можно наметить более действенные меры педагогической коррекции.
Итак, учитель и семья — крепкие союзники, единомышленники. Даже при терпимом, но нейтральном отношении друг к другу они не смогут помочь ребенку. А если общий язык не найден, доверительные отношения не установлены, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.