Знаете ли вы своего ребенка?

{примерная программа наблюдения за ребенком в семье и составление на него психолого-педагогической характери­стики) I. Психологические данные

1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?

2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окру­
жающими?

3. Как развита воля? В чем она проявляется?

4. Разговорчив или замкнут?

5. Ленив или нет? В чем это проявляется?

6. Какова память?

7. Как реагирует на обиды?

8. Проявляется ли озлобленность?

9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?

 

10. Капризен ли? В каких случаях?

11. Драчливость. Чем вызывается?

12. Имеет ли стремление к самостоятельности?



 

13. Проявляет ли потребительское отношение к родителям,
учителям?

14. Кого уважает и за что?

15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?

16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?

17. Замечается ли упрямство. В чем выражается?

II. Гигиена

1. Аккуратность (примеры).

2. Как поднимается с постели?

3. Умывание (его способ и отношение к нему).

4. Когда ложится спать?

5. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.

6. Еда. Что любит и не любит. Когда ест и сколько раз в
день?

III. Игра

1. Играет ли дома?

2. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товари­
щами?

3. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уго­
лок?

4. Какие игры и развлечения больше всего любит?

IV. Физический труд

1. Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?

2. Понимает ли необходимость труда?

3. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?

4. Чем занимается, когда бывает дома?

5. Какую профессию хочет выбрать в будущем?

V. Социальная жизнь

1. Как относится к товарищам?

2. Как относится к соседям, знакомым родителей?

3. Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что
делает?

4. Много ли времени проводит дома? Что обычно дела­
ет?

5. В каких общественных организациях участвует (активно,
не активно, по принуждению)?

VI. Умственная и эстетическая жизнь

1. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это
занятие в день?

2. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует?
Любознателен ли? Примеры.


 

3. Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?

4. Как реагирует на наказание и поощрения? Укажите кон­
кретно какие и как они на него действуют.

5. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем
это проявляется?

6. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше
развит (двигательный, эмоциональный, логический, про­
извольный, непроизвольный)?

7. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах,
слушать музыку?

8. Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?

9. Любит ли пересказывать виденное и услышанное? Что
именно?

Данная анкета не только позволяет родителям лучше узнать своего ребенка. Она решает и другие задачи: 1) узнав с помо­щью анкеты пробелы в своем знании ребенка, родители обра­тятся за помощью к учителю, что будет способствовать укрепле­нию контактов с семьей; 2) с другой стороны, и учитель, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполнен­ной анкеты много того, что в школьных условиях он мог и не увидеть.

Честные ответы на вопросы анкеты помогут родителям и учи­телю. Нельзя закрывать глаза или списывать на баловство невос­питанность и лень, нарушения поведения, раздражительность, чрезмернуювозбудимость, низкую работоспособность и высокую утомляемость. Нельзя не обращать внимания на вялость и апа­тию, подавленность и нежелание трудиться.

Рано или поздно недостатки семейного воспитания станут свершившимся фактом — ребенок начнет плохо себя вести, от­ставать от сверстников. Что же делать учителю с ним? Какие средства коррекции избрать? Это вопросы сложные, и зачастую один учитель справиться с ними не может. Прежде всего необхо­димо убедиться в том, что под видимыми трудностями не скрыва­ется нарушение со стороны нервно-психической сферы, которое требует специального лечения или особых условий обучения. Учитель прежде всего установит доверительный контакт с родите­лями ученика. В очень тактичной форме выскажет свои тревоги, попытается проанализировать обстановку в семье, где воспитыва­ется ребенок, понять, нет ли в семейном укладе тех или иных мо­ментов, которые могли бы стать причиной школьных трудностей ученика. Совместно с родителями необходимо принять меры к их устранению или сглаживанию.


Если учитель не увидит положительных результатов, а со­стояние ребенка остается таким же тяжелым или ухудшается, следует очень тактично посоветовать родителям обратиться к врачу. Надо доброжелательно и аргументированно убедить ро­дителей в необходимости более серьезного обследования ребен­ка. Желательно при этом подготовить объективную педагогичес­кую характеристику, в которой четко указать, какие трудности отмечаются у ребенка, что уже было сделано учителем для их коррекции. Получив рекомендации врача — детского психонев­ролога, можно наметить более действенные меры педагогиче­ской коррекции.

Итак, учитель и семья — крепкие союзники, единомыш­ленники. Даже при терпимом, но нейтральном отношении друг к другу они не смогут помочь ребенку. А если общий язык не найден, доверительные отношения не установлены, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете, и вос­питываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.