Для работы в классе

Диагностическая методика

Название: Мы одна семья.

Форма, метод: Упражнение.

Цель: Диагностика сплоченности класса, единства мнений учителя и детей.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: В основе данного упражнения принцип гомео-стата. Известно, чтобы достичь единства взглядов, мнений и действий в большом коллективе, каждый его член должен сде­лать уступку другому. Если каждый «гнет свою линию», не со­гласует свои действия и не помогает товарищу, то такой класс — просто собрание сосуществующих людей, а не


328


сплоченный коллектив, способный выполнять воспитательную функцию. То же касается и учителя: если он не умеет согласо­вывать свои действия с требованиями и действиями детей, он не может и повлиять на их поведение.

Учитель может предложить детям: «Дети, пусть у нас бу­дет свой классный призыв. Так мы будем поддерживать друг друга, узнавать и защищать. Мы его скажем хором все вме­сте, дружно. Чтобы было ясно, насколько хорошо мы пони­маем и поддерживаем друг друга, сделаем так. Сожмем правую руку в кулак, а по окончанию нашего девиза выбро­сим пальцы — кто сколько пожелает — один, два, три, че­тыре или все пять. Я тоже с вами. Упражняться будем до тех пор, пока количество выброшенных пальцев у всех не окажется одинаковым».

Может применяться и как дополнительный атрибут, элемент игры.

Вариации: То же самое без участия учителя и в различной обстановке.

Обработка результатов: Достичь полной согласованности всех детей невозможно. Дети могут договариваться между со­бой. В одних случаях это плохо, в других хорошо. Учитель дол­жен попробовать, а потом решить, как и куда повернуть игру. Но чем лучше внутреннее чутье друг друга учителя и учени­ков, тем выше должны быть результаты. Число одинаково вы­бросивших пальцев детей — условный индикатор сплоченности класса.

Выводы: Трудно что либо говорить об эффективности мето­дики — она нигде пока в полном объеме не применялась.

Коррекционная методика

Название: Чемоданчик.

Форма, метод: Упражнение.

Цепь: Обучение взаимопониманию.

Оборудование: Листочки с нарисованным чемоданчиком, на котором написано имя ребенка; ручки или карандаши всем детям.

Реализация: Предложите детям собрать своего товарища в дорогу- Пусть они напишут свои пожелания, слова поддержки, правила поведения — все, что захотят.

Вариации: Можно организовать упражнение, пустив листочек с именем школьника по кругу. Можно предложить всем написать пожелания одному ученику. Можно выполнять работу попарно.

Обработка результатов: По согласованию с детьми пожела­ния можно огласить.


Выводы: Накапливается информация о детях. Товарищи лучше знают, что пожелать друг другу. Об этом теперь будет знать и учитель.

Воспитание детей в семье

Как правило, грубые окрики все более и более при­тупляют желание слушаться родителей: тогда и появ­ляется порой ремень, один из самых страшных пере­житков старого в воспитании детей.

А. С. Макаренко

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) — общее на­звание для процессов взаимодействия родителей с детьми с це­лью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспи­тания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспи­тания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, на­правляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хо­рошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспи­тания шли согласованно.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в на­чальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влия­ние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педа­гогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физиче­ского, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая се­мья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется учителями. Опытному пе­дагогу достаточно посмотреть на ребенка, пообщаться с ним, что­бы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не со­ставляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отраже­ние друг друга.

То, что дети являются «зеркальным» отражением своих роди­телей, подтверждают и многие ученые. Профессор К.Н. Волков


для изучения этой зависимости организовал весьма показатель­ный эксперимент. Группу 6—7-летних дошкольников вместе с их мамами пригласили на собеседование. На полчаса их остави­ли в экспериментальной комнате, где они должны были дож­даться приема у психолога. В комнате находилось много очень интересных для детей вещей: картинок, книг, игрушек. Экспе­риментатор скрыто наблюдал, как будут вести себя мамы и дети.

Они держались по-разному. Одни начинали вместе рассматри­вать книжки, обсуждать их, рисовали или играли, т. е. активно взаимодействовали с этими предметами. Другие только наблюда­ли, ничего не трогая. Третьи полчаса сидели и ждали, не проявляя никакого интереса к предметам. Последующая проверка подтвер­дила: познавательная активность детей полностью отражала пове­дение их родителей.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты ста­новления личности, то, естественно, именно семье должно уде­лять первостепенное значение общество и государство в организа­ции правильного воспитания. Крепкие, здоровые, духовные се­мьи — оплот государства. Это аксиома, от которой ни на шаг не отступают в цивилизованных странах.

В современном обществе все заметнее проявляется кризис се­мьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспи­тание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, а имеют более об­щий характер. Большинство специалистов приходит к выводу, что мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилиза­цию, разрушившую вековые устои, приведшие к ухудшению нра­вов и человеческих отношений.

Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение тради­ций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей.

Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Давно и хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и соци­альные установки. Семья стоит у колыбели формирования лично­сти в самом прямом смысле, закладывает основы отношений ме­жду людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудо­вую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие качества, которые естественно и просто формируются в полно­ценной семье, остаются неразвитыми.

return false">ссылка скрыта

Впервые за последние 60—70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (око­ло 5—6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуж­дено брать на себя государство, создавая сеть общественных учеб­но-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, шко­лы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров.

Подытоживая воспитательные функции семьи, приходим к выводу:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспита­
тельных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но ни­
когда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме
как в семье сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является кон­
центрированным выражением ее усилий по физическому,
моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят
члены общества: какая семья — такое общество.

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспита­
ние гражданина, патриота, будущего семьянина, законо­
послушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья на выбор профес­
сии.