Набиды.

Символисты, ставшие последователями Гогена, именовали себя «набидами» - от древнееврейского слова «наби» - «пророк».группа Наби возникла на волне общего увлечения живописью Гогена, театром, новой литературой, восточной и христианской философией. Молодые художники познакомились будучи еще студентами в Академии Жюлиана. Французская художественная группа, основана Полем Серюзье, который был старшиной одного из отделений Академии и раньше всех познакомился с Полем Гогеном. Группа существовала в Париже в 1890—1905 годах.( около десяти лет) (П. Серюзье, М. Дени, К. Руссельи примкнувшие к ним позже П. Боннар, Э. Вюйяр, А. Майоль). Набиды, наравне с импрессионистами, представляли собой одно из главных направлений искусства конца XIX — начала XX веков. Они не дали миру ярких талантов, но отличались умением обосновать и изложить теорию постимпрессионизма.

Художники-набиды создали своеобразный вариант стиля «модерн» под влиянием Поля Гогена и понт-авенской школы. Их творчество близко литературному символизму и характеризуется главенством цветового начала, декоративной обобщенностью форм, мягкой музыкальностью ритмов, плоскостной стилизацией мотивов искусства разных народов: французского народного искусства, японской гравюры и итальянских примитивистов. Искали вдохновение в античных мифах, одухотворяли природные мотивы. Произведениям Серюзье, Дени, Русселя характерны религиозно-мистические настроения, в то время как работы Боннара и Вюйяра имеют интимно-лирический строй образов.

В 1888 Серюзье вернулся из Бретани, где в местечке Понт-Авен писал вместе с Гогеном и художниками его круга. Он привёз с собой маленький этюд, который получил название Талисман, где цвета до предела упрощены, а вся картина была почти абстракцией. Это произведение оказало гипнотическое воздействие на молодых живописцев, не представлявших, что так можно писать. Так, первоначально объединение в группу прошло под девизом упрощения живописных средств. Однако, если для Дени и нескольких других молодых авторов это стало средством для построения нового символизма, то для остальных, такое упрощение осталось чисто декоративным эффектом, обогащающим живопись саму по себе. С самого начала, в живописи Наби развивались две линии: символико-спиритуалистическая, представленная творчеством Дени, Серюзье, Рансона, Веркаде, пытавшихся возродить церковную монументальную живопись, и искусство интимистов, как называли Вюйара, Боннара и Русселя за их стремление к поэтизации повседневной действительности. Художники рисовали картины и выполняли иллюстрации к книгам Альфреда Жарра, Андре Жида, Жюля Ренара, Тристана Бернара.Особенностью художников группы «Наби» являлось тяготение к синтезу искусств.

Помимо станковой и монументальной живописи, художники занимались и декоративно-прикладными искусствами, практически охватив все виды художественной деятельности: книжной и прикладной графикой, костюмом и театральными декорациями, керамикой, фарфором, витражами, изготовлением мебели и даже ковроткачеством.

Расцвет деятельности группы пришелся на 90-е годы. Тогда, художниками были созданы такие великолепные картины, как:

• «Католическое таинство» (1890) Мориса Дени.

• «В постели» Эдуара Вюйяра.

• «Маленькие школьники» (1895) Пьера Боннара.

• В начале 1900-х объединение «Наби» распалось. Каждый художник пошел своей дорогой. В творчестве набидов проявились характерные черты стиля модерн: плоскостность форм, декоративность цвета, прихотливая изогнутость контуров, гармония ритмов. Все это дает основания рассматривать творчество этой группы как одну из разновидностей «Ар нуво».