Ликвидность рынка

Одним из главных качественных сдвигов 1994 - 1996 гг. является начавшийся процесс постепенного приобретения рынком ликвидности. Если в 1993 г. только акции и приватизационные чеки могли быть отнесены к сверхликвидным активам, а 6-7 ценных бумаг могли быть охарактеризованы как ограниченно ликвидные, то в 1995 - 1996 гг. рынок в целом может быть охарактеризован как ликвидный во многом благодаря появлению твердых котировок. Используя имеющуюся классификацию уровней ликвидности можно сделать вывод, что к 1997 г.:

Ø свыше 1000 акций имели или имеют ограниченно ликвидный рынок - участники рынка публично объявляют заявки на продажу или покупку; однако появление этих заявок носит нерегулярный характер, а число участников рынка данной ценной бумаги ограничено 1—3;

Ø регулярное проведение финансового и производственного аудита, подготовка ежеквартальных отчетов о деятельности предприятия, ведение бухгалтерского учета по международным стандартам;

Ø проведение эмитентом благоприятной для инвесторов и профессиональных участников рынка политики, в том числе:

- наличие независимого реестродержателя, упрощенная процедура перерегистрации прав собственности на ценные бумаги, наличие разветвленной сети трансфер-агентов у реестродержателя либо системы удаленных терминалов, разумные тарифы за учет изменений прав собственности на ценные бумаги в реестре акционеров и т.д.;

- отсутствие в уставе акционерного общества разного рода ограничений на потенциальных инвесторов либо на доли их вложений в уставный капитал;

- активная политика эмитента по отношению к потенциальным инвесторам, как отечественным, так и зарубежным, включая мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности ценных бумаг (приближение финансовой отчетности предприятия к западным стандартам, обеспечение определенного уровня информационной открытости компании) и расширению возможностей доступа различных групп инвесторов, в том числе иностранных, к рынку бумаг данного предприятия.

В последнее время существенным фактором повышения ликвидности ценных бумаг эмитентов является их продвижение на зарубежные финансовые рынки, в первую очередь в форме выпуска производных инструментов на базовые российские ценные бумаги (ADR, GDR, RDC).