Анализ кантиленных романтич. пьес

Кантилена – пьесы лирического характера. Кантилена требует мягкое, широкое, лирическое дыхание. В кантиленных произведениях музыкальные средства значительно объёмнее в мелодико-интонационном, гармоническом отношении.
Произведения кантиленного характера очень важны в репертуаре. Работа над пьесами кантиленного характера благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативе ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.
При исполнении мелодии следует полнее выявлять её ритмическую гибкость, мягкость, лиричность; её интерпретация требует ощущения широкого дыхания, вбирающего в себя линии небольших построений.

Ноктюрны Шопена (20). В основе развития ноктюрнов лежит драматургическая контрастность, оттеняющая и подчеркивающая разные психологические пласты. Гармоническая сложность шопеновской музыки, мастерство и свобода в развитии тематического материала оригинальность фортепианного стиля. В ноктюрне с-moll ор. 48 № 1 (1841) композиторский замысел уже несколько выходит за пределы жанровых рамок. В этом остро драматичном произведении есть не свойственные другим ноктюрнам Шопена черты трагизма, величественности, подчеркнутой простоты. Максимально выявлены образные контрасты, при непрерывности и целостности динамической (трехчастной) формы. Ноктюрновая мелодика Шопена – не только «пение на фортепиано». Кантилена всегда очень органично сочетается с речевой выразительностью и чисто инструментальными приемами развития, а также богатейшей орнаментикой и танцевальными элементами Таким образом, Шопен в ноктюрнах с разных сторон подходит к грани, отделяющей миниатюру от крупной формы, но не переходит ее. Почти все ноктюрны изложены в контрастных 3х частных формах.

Григ. Лирические пьесы. «Лирические пьесы» отличаются большим жанровым разнообразием: здесь встречаются элегия и ноктюрн, колыбельная и вальс, менуэт («Менуэт бабушки») и баллада, ариетта и марш. Особенно часто обращается Григ к национальным норвежским жанрам – спрингдансам, халлингам, гангарам. Формы «Лирических пьес» чаще всего основаны на принципе контрастной трехчастности (встречаются и З-5ти частные, сложные трехчастные). Широко используется вариационное развитие. Каждая из десяти «Лирических тетрадей» представляет собой самостоятельный сборник. Лишь в редких случаях отдельные тетради приближаются к «программной сюите», объединенной одной темой – таковы 3-я тетрадь (ее лирико-пейзажные пьесы связаны темой родной природы) и 5-я тетрадь («норвежская сюита», посвященная образам Родины).