Публичное выступление и подготовка к нему.

Исполнение музыкального произведения – психологически сложный акт. Выступление – это серьезное дело, за которое исполнитель несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, вместе с тем – это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему. Эстрада, как правило, вызывает волнение. Внутреннее спокойствие – необходимое условие творчества. Исполнитель должен быть убежден, что в предварительной работе им все продумано, услышано, технические трудности преодолены. Только тогда он может без остатка сосредоточиться на исполняемой музыке. Помогают в преодолении волнения и простые житейские советы: ничем себя не травмировать перед концертом, стараться не отвлекаться эмоционально. Можно взять с собой на концерт ноты, не для того, чтобы доучивать что-то в последний момент, а чтобы, глядя в них, успокоиться. Для тех, кто обладает слабой нервной конституцией, важно выспаться, не переесть или не быть голодным перед выступлением. Самооценка и самоконтроль – нелегкая задача для артиста. Ни талант, ни опыт, ни возраст, ни хорошее здоровье не спасают от волнения. Предконцертные волнения нередко начинаются уже за несколько дней до выступления. В острых случаях мучают бессонница, сердцебиение, чувство тошноты, повышается температура, пища не идет в горло и, самое страшное, перестала получаться подготовленная программа: пальцы не слушаются, память изменяет. Бурные эмоции, вызванные публичностью исполнения, дезорганизуют исполнительский процесс. Нарушается временная регулировка пианистических движений, и пальцы начинают вступать раньше времени. Чрезмерное возбуждение ведет к развитию запредельного торможения клеток мозговой коры. Если же парализуется музыкальная память, то неизбежна остановка. Нередко волнение способствует большей яркости исполнения; известно, что одаренные ученики обычно играют публично лучше, чем в классе. Волнение часто неблагоприятно отражается на технической стороне исполнения, а иногда приводит к запинкам, остановкам и пропускам целых эпизодов. С этими формами сценического волнения надо вести систематическую и упорную борьбу, чутко применяясь к индивидуальности каждого ученика, внимательно и вдумчиво анализируя причины каждой постигшей его неудачи. Важно прежде всего как можно лучше подготавливать учеников к концертам и не выпускать их с «сырыми», недоработанными произведениями. Необходимо помнить, что срывы во время публичного выступления приводят к появлению страха перед эстрадой. Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Учащиеся, способные к исполнительству, постепенно излечиваются от эстрадного перевозбуждения. Практика укрепляет их нервную систему, вырабатывает сопротивляемость внешним воздействиям, мешающим играть.