Современное представление о пианистическом движении в работе над техникой

В течение развития искусства игры на фп, возникали разные технические школы. Их было три (разделение по принципу связи с художественной стороной исполнения): 1) механистическая (или классическая) – пальцевая техника разрабатывалась отдельно от худ. задач (Клементи, Черни); 2) анатомо-физиологическая – разработана нем. физиологами Брейтгауптом и Штейнгаузеном; отказ от игры одними пальцами без участия более сильных мышц предплечья, плеча и плечевого пояса; выработки ощущений свободы и гибкости движений с использованием естественного веса руки (Лист, Рубинштейн, Рахманинов); но эти исследования были оторваны от художественной практики; 3) психотехническая (Лешетицкий, Сафонов, Гофман, Бузони) – работа над техников происходит в тесной связи с мысленным контролем («сначала представляю – потом играю»). Именно эта, последняя школа и является ведущей в наши дни. Уши и руки должны быть в тесной непрерывной связи, только в этом случае возможно быстрое овладение техническими навыками.