Анализ книги «Выдающиеся пианисты-педагоги о фп иск-ве»

Вступительная статья, составление, общая редакция - С. М. Хентовой

Советская фортепианная школа представлена в книге шестью именами, основателями школы, создавшими её направление в Москве и Ленинграде: К.Игумновым, А. Гольденвейзером, Л.Николаевым, Г.Нейгаузом, талантливейшими периферийными педагогами: Б. Рейнгбальд, А. Вирсаладзе.

Я хочу рассказать о Берте Михайловне Рейнгбальд (1899-1944) – профессор Одесской консерватории, учитель Эмиля Гилельса, Марии Гринберг, Татьяны Гольдфарб. В публикуемой статье «Как я обучала Э.Гилельса» Рейнгбальд говорит о многом, что волновало её, но первостепенный интерес приобретает положение, к которому она настойчиво возвращается: умение «играть» на лучших свойствах ученика, отталкиваясь от сильных сторон, постепенно подтягивая слабые. Кафедра фортепиано Ленинградской консерватории предложила Рейнгбальд сделать доклад о том, как она обучала Гилельса. Она рассказывает о том, что педагогический труд - счастье. Он требует непрерывного совершенствования. Педагог должен быть широко образованным музыкантом, в то же время и психологом, чутким и тонким человеком. Должен обладать терпением, огромной трудоспособностью и самоотверженностью.

Рейнгбальд 21 год проработала в Одесской консерватории. Рассказывает, что среди воспитанников её класса выделялся Эмиль Гилельс. Стал её учеником в 11 лет. Его музыкальные стремления шли вразрез с тем, что Р. культивировала в учениках. Художественное развитие было примитивным. Бах, Гендель, Гайдн и Моцарт были ему вовсе незнакомы. Навязывать Эмилю свои убеждения было бесполезно. Приходилось идти на компромисс. Рейнгбальд приглашала на уроки других учеников, которые работали над фугами Баха. Пишет, что это был праздник для неё, когда Гилельс захотел сыграть фугу. В то время Эмиль категорически отказывался от пьес лирического характера. Его игре была свойственна лёгкость, но пальцы были дряблыми, звуку не доставало силы и разнообразия. Каждый урок до окончания консы он получал и выполнял технические задания. Особенно сложным оказался переходный возраст. Гилельс стал неусидчивым и даже ленивым – тогда Рейнгбальд приняла иные меры. Она занималась с ним ежедневно по 2-3 часа. В ту пору Р. подумывала о направлении Эмиля в Московскую консерваторию. В 1933, за несколько месяцев до всесоюзного конкурса они отправились в Москву. Оценка дарования была сдержанной. И только конкурс впервые по-настоящему раскрыл талант 16ти-летнего пианиста. Ещё один трудный период наступил после конкурса. Вместо того, чтобы спокойно продолжать обучение пианиста, Р. стала вести борьбу с бесконечными вызовами на концерты. После переезда в Москву Эмиль не прерывал творческую связь со своим учителем. А Рейнгбальд продолжала следить за его развитием. Далее автор рассказывает о том, что важно научить учеников работать, любить труд. Важно уберечь их от боязни неудач и препятствий. Рассказывает о важном моменте-ориентировке ученика на будущий профиль. Для человека, избравшего профессию, труд никогда не будет тягостен.

Вторая статья, о которой я хотела бы рассказать – «Фортепианная педагогика в Грузии и традиции школы Есиповой».

Анастасия Давидовна Вирсаладзе – воспитанница класса Есиповой. Преподавала в Тбилисской консерватории. Подготовила превосходных концертирующих пианистов (Элисо Вирсаладзе – её внучка, Башкирова, Власенко.) Фортепианной игре начала обучаться у Мамонтовой. Она приехала в Грузию после окончания Петербургской консерватории по классу Есиповой. И ранние воспоминания Вирсаладзе – это рассказы о великой русской пианистке. Начальные пробы за фортепиано были связаны с именем Есиповой. Достигнув совершеннолетия, Вирсаладзе поехала в Петербург и поступила в консерваторию на младший курс к педагогу Цурмюлен. На высшем курсе Вирсаладзе попала в класс профессора Фан-Арка, талантливого и опытного педагога. Но через год он умер. Вирсаладзе была в отчаянии: к Есиповой попасть казалось невозможным. Но нашлись люди, уговорившие знаменитую пианистку послушать её игру. Воспоминание первой встречи – Вирсаладзе стояла в громадной гостиной квартиры Есиповой в трепетном ожидании. Вошла Есипова в сопровождении огромной собаки-английского дога ей по плечо. Анна Николаевна направилась к роялю. У неё, в зависимости от настроения, как рассказывает Вирсаладзе , менялся цвет глаз. Если она была в хорошем расположении духа – глаза становились тёмными и смотрели приветливо, Если Есипова была недовольна, глаза меняли окраску, становились зеленоватыми и почти круглыми. Вот такими круглыми зелёными глазами она посмотрела на Вирсаладзе после её игры. Вирсаладзе робко попросила всё же взять её в класс. Через несколько в списке принятых увидела свою фамилию.

6 лет Вирсаладзе провела в её классе. После окончания вернулась на родину. В республике, первостепенное значение имела деятельность воспитанников класса Есиповой. Ученики её отличались единой линией преподавания. Вирсаладзе пишет, что всё то, что дала ей Есипова, послужило крепким фундаментом её многолетней деятельности. Затем формулирует некоторые свои убеждения:

Начав преподавать, довольно скоро поняла, что требование некоторых учителей высоко поднимать пальцы и ударять ими как можно сильнее не даёт хороших результатов. Ознакомившись с разными системами, Вирсаладзе поняла: главное – применение веса всей руки-то, что называли весовой игрой, даёт звук насыщенный, но однообразный. Эффективен синтетический способ, когда и вес руки используется разнообразно и над беглостью и силой пальцев идёт постоянная работа.

Звук – область работы, которую Вирсаладзе считает важной. Звук – плоть музыки. Разнообразие звуковой палитры тесно связано с выразительностью фразировки. Владеть звуком значит владеть законами естественно музыкальной фразы. Самой трудной областью работы Вирсаладзе считает воспитание Tempo rubato. То есть органической свободы ритмического чувства, свободы дыхания. На начальном этапе работы над произведением Вирсаладзе придаёт важное значение точному воспроизведению текста. Задача педагога убедить своим исполнением ученика, показать, какие требования предъявляются к звуку, как подобрать аппликатуру. В заключение статьи Вирсаладзе говорит ещё одну мысль – нельзя порывать творческие связи с детской фортепианной педагогикой. Так как выявление и развитие музыкальных талантов зависит от постановки начального образования в музыкальных школах. Единая линия воспитания приносит огромную пользу в подготовке молодых музыкантов. (внучка Элисо Вирсаладзе училась у бабушки с первого класса и до окончания консерватории)