Система фортепианных педалей. Развитие навыков педализации.

Изначально у фп ударное звукоизвлечение, бестембровый звук; задача же педали – придать звуку певучесть, связность, тембр. Запись в нотах фиксирует только временные рамки, но не глубину нажатия. В этом заключается тонкость пианистического мастерства; в тонкой педали отражается тонкий слух.

Виды педалей: 1) по времени нажатия: а) предваряющая – берется до нажатия ак-да или звука (дает яркость, облегчает вес клавиши); б) прямая – чаще всего в танц. музыке; в) запаздывающая. 2) по цели взятия: а) фактурная: педаль – часть фактуры (в романтической музыке) и не фактурная – музыка ничего не теряет без педали (в классич.и барокко); б) связующая; в) гармоническая – соединяет аккорд и бас; б) разделяющая: ритмическая (поддержка опорных долей, в танц. музыке), динамическая (поддержка подъемов и спадов звучания), колористическая, артикулятивная (поддерживает и делает более рельефными легато и стаккато).

Обучение педализации. Начинать обучение следует, как только ребенок начинает доставать до педали (обычно – не ранее 2го класса). Элементарные упражнения: взять-снять, связать два звука; педаль в хроматической гамме на «и» и на «раз»; на одном басу, на педали – обращения аккорда. Нужно дать понятие грязной и чистой педали; объяснить её назначение. Неполная педаль вводится в старших классах. Необходимо объяснить ученику, что левая педаль – это краска, тембр, а не способ взятия пиано.