Работа над звуком

Свойства звука: 1) фиксированный по высоте, 2) затухание.

Исторические виды звукоизвлечения: 1) классический – пальцевая атака определённая, ясная; опора – в запястье; 2) романтический – опора находится в локте, пальцы легкие и подвижные, размытое звуковое пространство (Шопен); 3) 20 в. – фиксированная рука от предплечья до кончиков пальцев (Бузони).

Для работы над звуком необходимо ясно представлять, какой звук нужно извлечь.

Для достижения качественного звука надо: 1) систематически тренировать его, слушая протяженность звука; 2) вторичность движения по отношению к слуху; 3) свобода и гибкость всей руки при активных пальцах; 4) знание приемов легато, нон легато, стаккато; 5) возможны образные ассоциации.

Стороны работы над звуком: правильная артикуляция, тембр (регистровка), динамика. Выстроенность регистровки и динамики. (дальше каждый вправе рассказать, как именно он работает над звуком)

Одним из самых распространённых недостатков работы над произведением является недостаточное внимание к качеству звучания. Необходимо следить за звуком на первом этапе изучения произведения. Внимание к качеству звука имеет важное значение, звук-одно из важнейших средств передачи смысла музыкальной речи. Звук - основное средство выразительности. Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Его исполнительские намерения должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание должно быть чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно строгим, а общее внимание организованным. Достижение того или иного звучания требует ясного его представления. Успешное осуществление требуемой звуковой задачи связано не только с её ясным представлением, но и с использованием целесообразного приёма звукоизвлечения. При работе над динамикой может возникнуть опасность формального выполнения оттенков. Важно раскрыть смысл динамического указания, исходя и содержания музыки. Важно помнить, что каждый звук характеризуется не только высотой, продолжительностью и силой, но и определённым тембром. Различная окраска в большей мере связана с регистром. При перемещении темы в иной регистр важно ощутить и тембровые изменения её звучности. Огромные возможности в смысле обогащения звуковой палитры исполнителя открывает педаль.