Внутренний слух, его значение для музыканта-исполнителя, методы воспитания.

Внутренний музыкальный слух - способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Хороший внутренний слух справедливо считается высокой ступенью профессионального музыкального слуха и имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, ускоряет процесс заучивания, углубляет восприятие музыки, повышает самоконтроль над исполнением произведений. Внутренний слух естественным путем развивается в процессе правильно протекающей работы над произведениями, их исполнения и слушания музыки. Его совершенствованию благоприятствуют транспозиция по памяти знакомых произведений, подбирание и игра по слуху, а также сочинение музыки и импровизация. Целесообразно, чтобы педагог приучал использовать во время изучения музыкальных произведений приемы работы, требующие непременного и интенсивного участия внутреннего слуха, а именно: внутреннее проигрывание перед исполнением начальных тактов сочинения; исполнение аккомпанемента одновременно с представлением внутренним слухом мелодии, и наоборот; разучивание произведения по нотам без рояля, а также без нот и без рояля. Разумеется, большинство этих приемов работы можно использовать только с подвинутым учеником, но некоторые из них, как, например, первый, должны быть введены уже в младших классах школы.