Куинджи Архип Иванович (1842-1910)

Сын сапожника, грека по происхождению. Оставшись сиротой в раннем возрасте, сменил множество профессий, зарабатывая на жизнь. В юности ушел пешком в Крым, где учился в художественной школе Айвазовского. Позднее художник отходит от академических канонов, формируется его собственный стиль. Член Товарищества передвижников. Профессор Академии художеств.

В ранний период творчества Куинджи находился под влиянием школы Айвазовского, придерживаясь академических канонов, но в начале 1870-х годов художник постепенно уходит от традиций академической школы. В 1875 году Архип Иванович становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

На выставке в Академии художеств в 1872 году Куинджи выставляет картину «Осенняя распутица». Уже в этом произведении проявились особенность художественного выражения живописца, которая характерна большинству его полотен - стремление к иллюзорному воспроизведению состояния природы. Свою романтическую настроенность художник передает в картинах «На острове Валааме» и «Ладожское озеро», написанных в 1873 году.

В 1874 году Куинджи впервые принял участие в выставке Товарищества передвижников: на Третьей передвижной выставке была представлена его реалистическая картина «Забытая деревня». В 1875 году художник пишет картину «Чумацкий тракт в Мариуполе». Это полотно овеяно грустным лирическим настроением, что не свойственно творчеству Куинджи. Со второй половины 1870-х годов в его произведениях преобладает восхищение светлой яркой красотой природы. Это проявилось в полотне «Степь в цвету», написанном в 1875 году.

Архип Иванович Куинджи постепенно вырабатывает отличную от других художников, декоративную манеру написания пейзажей, которая так полюбилась его современникам после Пятой передвижной выставки. Особое внимание стоит уделить воспроизведение художником лунного и солнечного света и тех превращений, которые он производит в природе. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).

В 1879 году Куинджи в последний раз принимает участие в выставке Товарищества передвижников. Тогда были представлены три его большие картины: «Север», «После грозы» и «Березовая роща». Затем художник выходит из Товарищества, сохранив при этом дружеские отношения со многими передвижниками.

В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Успех картины превзошел все ожидания. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Журналы и газеты, не только художественные, считали долгом поместить статьи, посвященные картине. В этом полотне Куинджи с высочайшим художественным мастерством передал эффект лунного освещения и спокойного сияния самой луны. Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус вроде спрятанной за холстом лампы.

В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. После этого, закрывшись в мастерской для творческой работы, Архип Иванович продолжал вести активную общественную жизнь. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. Ученики любили и уважали Куинджи. Среди его учеников были Н.К. Рерих, А.А. Рылов, К.Б. Богаевский, А. Борисов. Однако после того, как в 1897 году Архип Иванович поддержал студенческую стачку, его сняли с должности профессора. Тем не менее художник продолжал заниматься с учениками в частном порядке и даже организовал им за свой счет поездку за границу.

С 1882 года Куинджи никогда не показывал свои новые произведения не только широкой публике, но даже друзьям. Исключение было сделано только один раз для нескольких учеников. Возможно, это неожиданное решение было вызвано тем, что художнику для новых открытий требовалось глубокое творческое экспериментирование в своей мастерской. Однако эта работа затянулась на двадцать лет, и на новую прижизненную выставку Куинджи так и не решился.

В 1900-1908 годах живописец пишет ряд новых произведений, среди которых наиболее известные «Ночное», «Дубы», «Закат в степи».

Всего же художественное наследие Архипа Ивановича Куинджи составляет более 500 работ, большинство из которых – маленькие этюды. Это свидетельствует о том, что художник находился в постоянном поиске новых решений, композиций, сочетаний красок.

 

 

Васнецов Апполинарий Михайлович, младший брат знаменитого Виктора Васнецова, родился 6 августа 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии в многодетной семье священника. Превосходный мастер-пейзажист, он не получил систематического художественного образования. Его школой стало общение и совместная работа с известными русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.
Художник, ученый, историк и вместе с тем поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный художник в глазах современников. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника.
Умер Апполинарий Михайлович Васнецов 23 января 1933 года, похоронен в Москве.

 

11. Бытовой жанр в русской живописи.
Жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека,частной и общественной. в России со

второй пол. 19 в., когда Петербургская_академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её

обозначения заимствовалифранцузское слово «жанр»(genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих_картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. В старину на Руси произведения, изображавшие

события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами». Предмет исторической живописи -исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества; бытовая живопись_изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых («Напашне. Весна» А. Г. Венецианова,

1820-е гг.; «Масленица» Б. М. Кустодиева, 1916), свадьбы и похороны, свидания втиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В. Е. Маковского, 1889—91; «Крестный ход вКурской губернии» И. Е. Репина, 1880_83). В лучших жанровых произведениях представлена

неповседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. Персонажи жанристов,как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия,профессии ( «Охотники на привале» В. Г. Перова, 1871;«Купчиха за чаем» Б. М. Кустодиева, 1918). В дни войн иреволюций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение. Произведения,посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не_ждали» И. Е. Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой; «1919 год._Тревога» К. С. Петрова-Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны).

return false">ссылка скрыта

 

В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Лишь 18 в. даёт единичные примеры(И. И. Фирсов. «Юный живописец», 1760-е гг.;

М. Шибанов.«Крестьянский обед», 1774, и «Празднествосвадебного договора», 1777). Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол. 19 в.К. П. Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе –1827) и В. А. Тропинина («Кружевница», 1823). Родоначальником русской бытовой живописи сталА. Г. Венецианов. Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой;красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческихстатуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок. 1825 г.; «На жатве. Лето», 1820-е гг.; «Утропомещицы», 1823). В полотнах П. А. Федотова («Разборчивая невеста», 1847; «Сватовство майора», 1848; «Завтрак аристократа», 1849 г.) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотойокружающего мира. Его поздние картины («Анкор, еще анкор!», «Игроки», обе – 1851—52) пронизаны подлинным трагизмом.

 

Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность

творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, он, заостривших критическую направленность

творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В. Г. Перов. «Проводы покойника», 1865; «Тройка», 1866;И. М. Прянишников.«Шутники», 1865; Н. В. Неврев.«Торг. Из недавнего прошлого», 1866;

В. Е. Маковский. «Свидание», 1883). В 1870—80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которыхдействуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870—73; «Взятие снежного городка»В. И. Сурикова, 1891). Традиции бытового жанра передвижников продолжили

в 1920е гг. живописцы,_входившие в Ассоциацию художников революционной России. Мастера из Общества

станковистов(А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и др.) писали героические будни строительства новой жизни.

Во второй пол. 20_нач. 21 в. жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных

Разным_направлениям (Ф. П. Решетников, Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, А. А. Пластов, В. Е. Попков,

Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова и многие др.).