Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824)

Основоположник городского пейзажа в русской живописи. Создатель поэтических видов Санкт-Петербурга, Москвы и ряда других русских городов. Окончил Петербургскую Академию художеств, где позднее преподавал. Удостоился звания академика.

В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время, и переходит к целостному живописному образу природы. Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) - произведения высокой живописной культуры.

19-й век в истории России явился веком значительных реформ и преобразований во всех сферах жизни российского общества. Это было время утверждения капитализма, под знаком которого России предстояло войти в век 20-й.
Изменения коснулись всех сторон жизни общества - науки, промышленности, экономики, торговли, политической и духовной жизни.
Существенные изменения происходили и в русском искусстве и, в частности, в живописи. На смену классицизму с его строгостью правил рисунка и непременным использованием колорита и сюжетов античной мифологии приходит романтическое воспроизведение красоты окружающего мира.
Поворот в живописи к демократическому реализму произошел в середине 19-го века. Он в значительной степени связан с известным "бунтом" 14 выпускников Академии художеств во главе с И.Крамским, отказавшимися писать выпускную работу на заданную античную тему. Этот акт явился поводом для возникновения независимой Артели художников и в дальнейшем широко известного Товарищества передвижных художественных выставок. Дальнейшее развитие русской пейзажной живописи тесно связано "передвижниками" и полно подлинных открытий сделанных ими во второй половине 19-го века.
А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов сумели по-новому показать красоту и лиризм русского пейзажа, заставили современников по-другому взглянуть на родную природу, деревенский пейзаж. На вторую половину 19-го века приходится расцвет творчества И.И. Левитана, мастера русского пейзажа, создавшего многие свои талантливые работы в окрестностях маленького русского городка Плесс.