Активного и пассивного избирательного права
Конституционный Суд РФ в своей практике неоднократно обращался к проблемам обеспечения верховенства Конституции РФ в избирательной системе. Его правовые позиции затрагивали вопросы об ограничениях активного и пассивного избирательного права, разнообразии избирательных систем (в узком смысле словосочетания), конституционности избирательного процесса и судебной защите избирательных прав граждан.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 32) граждане имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления. Допустимые ограничения избирательных прав частично установлены самой Конституцией РФ: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу обвинительному приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Иные ограничения активного и пассивного избирательного права могут устанавливаться федеральным законом по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Вместе с тем, в законодательстве и правоприменительной практике наблюдались существенные отклонения от требований указанных конституционных норм.
Значительная часть конституционных правонарушений связана с ограничениями активного и пассивного избирательного права в законодательстве субъектов РФ. Ограничение активного избирательного права критерием постоянного проживания на территории избирательного округа было признано противоречащим Конституции РФ, поскольку это исключало реализацию избирательных прав гражданами, которые преимущественно проживали на данной территории[27]. Вводимые субъектами РФ избирательные цензы в большинстве случаев квалифицировались Конституционным Судом РФ в качестве противоправных с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. К ним, в частности, относятся ценз оседлости[28], ценз проживания[29] и возрастной ценз[30]. Кроме того, Конституционный Суд РФ посчитал недопустимым повышенный размер количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (пять процентов по сравнению с установленными федеральным законом двумя процентами), обязывание кандидата представить в избирательную комиссию протокол собрания по выдвижению и заверенный список участников такого собрания[31].
Однако Конституционный Суд РФ не усмотрел нарушения Конституции РФ в установлении федеральным законом права субъектов РФ вводить возрастные цензы в пределах, регулируемых федеральным законом, поскольку в России тем самым устанавливался единый стандарт, не оспариваемый федеральными органами власти[32]. При определенных условиях Суд квалифицировал в качестве допустимого ценз знания государственного языка субъекта РФ[33].
Проверка Конституционным Судом РФ правомерности ограничений пассивного избирательного права не сводилась исключительно к исследованию норм законодательства субъектов РФ. Анализируя положения федерального законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, Конституционный Суд РФ установил противоправность отказа в регистрации или аннулирования регистрации списков кандидатов вследствие выбытия хотя бы одного из кандидатов, занимающих первые три места в общефедеральной части списка. Признавая особую политическую роль «головных» кандидатов, Суд посчитал подобное правоограничение несоразмерным и нарушающим пассивное избирательное право других кандидатов[34].
Рассматривая вопрос о правомерности отмены регистрации кандидата после того, как этот кандидат уже набрал в первом туре определенное количество голосов избирателей и вследствие этого вышел во второй тур голосования, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что сама по себе отмена регистрации кандидата в судебном порядке как санкция за правонарушение является допустимой на любой стадии избирательного процесса, включая повторное голосование. Но если такая регистрация отменена после завершения первого тура, законодатель обязан установить процедуру повторных выборов, а не повторного голосования. В противном случае нарушается пассивное избирательное право, а выборы становятся нелегитимными[35].