II. Основная часть занятия

1. Закрепление знаний о буквах занятия. Припоминание сходства и различий букв занятия. Припоминание символов для схематичного обозначения букв ц-щ.

2. Развитие логического мышления. Определение предмета по предложенным признакам.

Логопед: Отгадайте героев занятия по описанию.

Первый - желтый, пушистый, пищит, дружит с буквой Ц, появляется из скорлупы. (Цыплёнок.)

Вторая - бывает различного цвета: зелёного, синего, серого, лапки с перепонками. Имеет длинный хвост, появляется из скорлупы, умеет ползать. «Дружит» с обеими буквами занятия. (Ящерица.)

Третий - пушистый, игривый, шаловливый, когда вырастет, будет охранять дом. Ему нравится буква щ. (Щенок.) После называния всех героев логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия. Дети расставляют буквы ц-щ под картинки.

3. Развитие навыков слогового анализа и синтеза (задание 7. с. 28).

Логопед: Щенок, цыпленок и ящерица принесли вам много заданий. Вот первое из них.


Слова: пища, роща, гуща, щавель, щадить, лисица, лица, шлица*, цапля, цари, царица.

Составьте новые слова при помощи моделей и объясните значение полученных слов.


Дифференциация букв «ц — щ» 73

 
 


Объяснить детям значение слов, отмеченных звездочкой.

4. Развитие умения подбирать родственные слова (задание 8. с. 28).

Логопед: Запишите к словам ВЕЩЬ, ЦВЕТОК, ПОМОЩНИЦА родственные слова и укажите наличие в них общей части и буквы занятия.

Дети выполняют задание с предварительным анализом.

5. Развитие слухового внимания и логического мышления.

Логопед: Герои занятия записали слова, но очень торопились и пропустили свои любимые буквы. Вставьте в записанные на доске слова буквы и прочитайте слова.

6. Развитие зрительного внимания.

Логопед: Цыпленок очень хотел, чтобы его друзья поселились рядом с ним. Щенку это не сложно - его будка стоит как раз на птичьем дворе. А вот ящерка боится приходить на двор, она опасается других птиц и домашних животных. Тогда щенок и цыплёнок решили построить для неё домик.

Пособие «Ящик» (карточки на каждого ребенка)

Логопед: Подчеркните все буквы ц - синим карандашом, а все буквы щ - зелёным карандашом, и дом для ящерки будет готов.

7.Пальчиковая гимнастика.

Упражнения «Цапли», «Деревцо», «Ящерица».

8. Развитие навыков конструирования. Работа с палочками или спичками.

Логопед: Выложите по заданию логопеда или по образцу фигуры: «Цапли», «Дерево», «Ящик», «Цветок».


74 Конспекты занятий по коррекции оптической биографии


9. Развитие звукового анализа.

Логопед: Ящерица очень довольна новым домом. Она принесла в подарок своим друзьям необычные цветы.

Логопед выставляет пособие «Цветы».

Посмотрите, бабочки летят к понравившимся цветам, чтобы образовать с написанными на них словами новые. Какие слова у них получатся?

Ответы: каменщик, носильщик, певица. Что общего между этими словами? (Это профессии.)

10. Работа на уровне текста (задание 9. с. 28-29).

1 й класс. Логопед: Вставьте буквы в слова и запишите предложения.

У меня живёт ...енок.

Борис сложил огур..ы в я...ик.

...енок выскочил на ули...у.

2-й класс. Логопед: Вставьте буквы в слова и прочитайте предложения. Переставьте предложения так, чтобы получился рассказ.

Когда мальчик уходил в школу, ...енок шалил со ...ёткой.

У Бори жил маленький ...енок.

Боря и ...енок были настоя...ими друзьями.

Боря кормил ...енка молоком.

Запишите текст в тетрадь. Прочитайте его. Выделите в словах буквы занятия: букву ц обведите синим кружком, а щ - зеленым.


Дифференциация букв «З-Е» 75

 
 


III. Итог занятия (задание 10, с. 29).

Логопед: Посмотрите на картинку. Какие предметы вы на ней видите? Назовите их и запишите названия под соответствующими буквами.