Предмет и задачи судебно-почерковедческой экспертизы

Предмет судебно-почерковедческой экспертизы – это установление фактов (фактических данных) в соответствии с потребностями судебной и следственной практики экспертом-почерковедом в пределах своей компетенции на основе применения методики судебно-почерковедческой экспертизы.

Понятие предмета судебно-почерковедческой экспертизы лежит в основе представления о ее задаче – установить факты, содержащиеся в вопросах лица или органа, назначившего экспертизу, имеющие доказательственное значение для расследования или рассмотрения дела в суде.

Здесь к исходным данным относятся: документ, содержащий исследуемую рукопись, сравнительные материалы-образцы почерка предполагаемых исполнителей, сведения о предполагаемых исполнителях и обстоятельствах выполнения исследуемого документа, имеющие отношение к предмету экспертизы (устанавливаемым фактам). В начале исследования у эксперта на основе вопроса и исходных данных складывается общее представление о задаче, подлежащей разрешению. В процессе дальнейшего исследования оно уточняется, конкретизируется, благодаря чему эксперт имеет возможность правильно построить исследование и выбрать соот­ветствующие методы и методику для решения задачи.

Систематизация задач экспертизы строится на дифференциа­ции основных целей и условий задачи. По целям задачи судебно-почерковедческой экспертизы образуют три класса:

1) идентификационные, направленные на установление кон­кретного исполнителя исследуемой рукописи или факта выпол­нения двух и более рукописей, либо разных их фрагментов одним лицом:

2) диагностические, направленные на установление условий – состояния исполнителя, обстановки выполнения исследуемой рукописи;

3) классификационно-диагностические, направленные на установление групповой принадлежности исполнителя рукописи по полу, возрасту, другим социально-демографическим характеристикам.

Наиболее распространенными в судебно-почерковедческой экспертизе являются идентификационные задачи, предполагаю­щие установление конкретного исполнителя рукописи (текста, подписи). В связи с этим судебное почерковедение долгое время развивалось и формировалось как теория судебно-почерковедчес­кой идентификации. Лишь позднее стали формироваться другие его направления.

Диагностические задачи образуют следующую иерархическую систему задач, связанных с установлением факта наличия или от­сутствия необычности письма и при наличии этой необычности:

- природы необычности выполнения рукописи: естественная, т.е. не связанная с намеренным изменением почерка, и искусственная, т.е. связанная с намеренным изменением почерка;

- вида (характера) естественной необычности: постоянная, временная;

- группы естественной необычности: внутренние, внешние сбивающие факторы;

- конкретных причин естественной необычности;

- видов искусственной необычности: искажение почерка с целью маскировки, подражание другому почерку;

- конкретных способов искажения почерка и подражания;

Каждая из обозначенных задач может быть самостоятельной, т.е. содержаться в вопросе (задании), поставленном на разреше­ние эксперта, и промежуточной. Наиболее часто следствие и суд интересует установление фактов: намеренного изменения почер­ка с целью маскировки, подражание, выполнение рукописи в не­обычном состоянии (опьянение), выполнение рукописи в не­обычной обстановке (движущемся транспортном средстве, тем­ноте, необычной позе).

Для дальнейшей дифференциации диагностических задач су­щественны также основы систематизации объекта и наличие (ли­бо отсутствие) сравнительного материала. Последнее важно для выбора схемы исследования: при отсутствии образцов (неполный компонентный состав) оно строится по классификационному принципу, при наличии сравнительного материала (полный ком­понентный состав) используется развернутая диагностическая схема, включающая натурное сравнение.

Классификационно-диагностические задачи в судебном почерковедении образуют наиболее узкий круг и в основном сво­дятся к установлению пола, возраста, психологических характе­ристик исполнителя рукописи.

Применительно к рассмотренным задачам разрабатываются методы и методики их решения.