Профилактика эмоциональных перегрузок

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а вовсе не то, что называется вождением за руку.

А. С. Макаренко

Давно и хорошо известно: чтобы предотвратить болезнь, необходимо заниматься ежедневной профилактикой. Профилактика — это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Профилактические мероприятия обходятся дешевле и пользы от них больше: они не требуют много времени, не обременительны, а часто даже приятны. Вспомним бывшую когда-то обязательной частью школьного дня физзарядку на свежем воздухе, ежедневные прогулки для младших школьников. Немного времени занимали эти мероприятия, немного сил требовали, а пользу приносили огромную, прежде всего тем, что были регулярными, обязательными и снимали накопившееся эмоциональное напряжение. Теперь, к сожалению, зарядка во многих школах не проводится, а если и проводится, то формально, от прогулок и вовсе отказались, а такое испытанное средство разрешения многих эмоциональных проблем, как хоровое пение, кануло в Лету.

Сегодня школа стоит перед выбором: или мы возрождаем нехитрые ежедневные профилактические дела, дополнив их новыми возможностями, или будем рассказывать друг другу о нарастающем асоциальном поведении детей, не желая и пальцем пошевелить для предотвращения беды.

Ежедневная профилактика эмоциональных перегрузок — важная часть коррекционной работы учителя. Нужно щадить и укреплять нервную систему ребенка, не вызывать ее чрезмерного напряжения. Делать это нужно не тогда, когда ребенок уже сорвался в невроз. Спокойный, уравновешенный ребенок не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы сопротивляться негативному, способен подумать прежде, чем станет действовать.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка очень тесно связано с физическим. Не зря говорится: в здоровом теле — здоровый дух. Нормальный, физически здоровый ребенок и психически здоров. Сегодня в России около 80% детей имеют отклонения в физическом развитии, заболевания различной степени тяжести. Психическое и эмоциональное здоровье этих школьников также нарушено. Поэтому и способны они на безрассудное поведение. Если нет здоровой физической усталости, приятного чувства мышечного комфорта, то все удары принимает ослабленная нервная система. Выход физической энергии обычно «оттягивает» излишки нервного напряжения. Природа так устроила: нервные дети всегда самые подвижные, иначе им не выдержать избытка нервной силы. Если ограничивать их природную подвижность, лишать их возможности много двигаться, то избыточная нервная энергия будет накапливаться. Такова изложенная простыми словами общая зависимость между физической и нервной деятельностью.

Опираясь на это положение, можно сделать вывод: чем больше затрат физической энергии, тем меньше проблем с психическим здоровьем. Больше контролируемых физических нагрузок, больше здоровой мышечной усталости — меньше нервного напряжения, меньше отклоняющегося поведения. Доводите ребенка до здоровой мышечной и умственной усталости — и он перестанет даже думать о чем-нибудь другом, кроме восстановления сил для предстоящей работы.

Профилактика эмоциональной напряженности младших школьников составляет оздоровительную систему (см. рис. 10), в которую включаются:

—ежедневная интенсивная физическая зарядка на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.;

—ежедневные уроки физкультуры;

—систематический (2—3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются приемам самообладания;

—систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 ч;

—систематический (ежедневный) общественно полезный труд;

—систематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение всех учеников младшей школы.

Если эта система будет выдержана, то можно ожидать улучшения физического и эмоционального здоровья школьников.

В методических руководствах описаны хорошие физкультурные комплексы утренней зарядки для детей всех возрастов и медицинских групп. Учитель будет делать зарядку вместе с учениками и следить, чтобы она не превратилась в формальное мероприятие, отбывание повинности. Все ученики добросовестно и в полном объеме выполняют упражнения. После физзарядки детям предоставляется 10-минутный отдых, чтобы успокоиться и подготовиться к уроку. Были времена, когда за отношение к утренней гимнастике выставлялись оценки, она была делом большой государственной важности. Комплекс физкультурных упражнений утверждался на высоком правительственном уровне.

Учить детей приемам самообладания нужно, прежде всего, для того, чтобы они оставались здоровыми. Поскольку без стрессов жизнь невозможна, необходимо учить детей переносить их с наименьшими потерями. Стресс — это реакция организма на повышенные требования, а также защита от перегрузок. Со всеми проблемами наша нервная система не справляется. Нужно сознательно ей помогать. Управлять своими эмоциями, возобновлять силы и работоспособность научит детей педагог, излагая основы аутотренинга. Это психотерапевтический метод, объединяющий элементы самовнушения и самокоррекции.

Накоплен положительный опыт использования аутотренинга в элитарных учебных заведениях РФ. Занятия планируются, являются обязательными. Уроки аутотренинга вводятся в расписание. Они проходят 2—3 раза в неделю в специально оборудованном, тихом, слегка затемненном, хорошо проветренном помещении. Воздух увлажняется настоями ароматических трав, запахи которых успокаивают нервную систему. В содержание курса аутотренинга, который начинается с 1 класса и продолжается до девятого, входят беседы на различные темы, антистрессовые установки, внушения, овладение методиками самовнушения, самоанализа, самокоррекции. Занятия сопровождаются специально подобранной музыкой.

Польза аутотренинга в том, что здесь педагоги не подчиняют ребенка своей воле, а наоборот, максимально способствуют пробуждению и поэтапному укреплению его собственных сил, учат детей сознательно управлять своими возможностями. В школе незаметно формируется дух сотрудничества, взаимопонимания, налаживается хороший моральный климат, повышается качество учебной работы. Ученики обучаются искусству владения собой, которое им пригодится на всю жизнь. Они усваивают приемы оценки ситуаций, умения принимать правильные решения, освобождаются от страхов, агрессивности и тревожности, неуверенности в своих силах. Педагоги, участвующие в тренинге вместе с детьми, тоже становятся добрее, тактичнее, исчезают раздраженность, головные боли и бессонница.

Конечно, не каждый педагог сразу готов вести сеансы аутотренинга. Этому уже начинают обучать в вузах. В странах мира распространяется движение под девизом «Учитель, ты психотерапевт», методика коррекционного аутотренинга постоянно совершенствуется. Те затраты, которые несет общество, обустраивая классы эмоциональной коррекции, окупаются с лихвой.

Для определения наиболее важных направлений коррекционной работы учитель может воспользоваться ориентировочной программой.

Программа коррекции эмоциональной напряженности (КЭН)

1. Программа КЭН предназначена для детей 6—11 лет. Снимает усталость, тревогу, эмоциональное напряжение, помогает сознательно регулировать психические состояния, развивать эстетические чувства. Длительность сеансов 10—15 мин.

2. Программа КЭН для детей начальной школы состоит из 10 тематических сеансов:

«Путь к себе» — для общего представления о возможностях самоусовершенствования;

«Каждый человек неповторим» — для понимания детьми главных качеств и характеристик человека;

«Здоровый сон» — для усвоения комплекса простых психогигиенических навыков, способствующих расслаблению и здоровому сну;

«Я и другие» — для повышения уровня коммуникабельности и усвоения навыков правильного общения;

«Моя сила» — для устранения психоневротических состояний и профилактики утомляемости;

«Совсем не страшно» — для самокоррекции состояний тревожности;

«Спокойствие — дар богов» — для самокоррекции нервных вспышек, общей гипермобильности;

«Прости обидчика» — для самокоррекции вспышек драчливости, снижения конформности, умения выходить из конфликтных и напряженных ситуаций;

«Жестокость губит человека» — для снижения агрессивных состояний;

«Работать много, работать легко» — для профилактики усталости, повышения работоспособности.

Разумеется, это общие направления, которые в каждой школе «обрастают» конкретными подходами, деталями, возможностями. Один из наиболее сильных методов групповой терапии — хоровое пение. С ним по эффективности облагораживающего влияния не может сравниться никакой метод. Зависимость эмоционального здоровья человека от участия в многоголосом хоровом пении обнаружена в древнейшие времена. Все религии, все педагогические системы прошлого включали пение в свои программы как важный и необходимый, весьма полезный для сохранения эмоционального здоровья предмет. Участие в общем хоре освобождает энергию, незаметно и очень эффективно снимает напряжение, расслабляет человека, делает его добрее. Душа облегчается, исчезают озлобленность и агрессивность. Человек, пропевший в общем хоре несколько хороших песен, не способен на зло. Песни, подчеркнем, должны быть специально подобранными, сладкоголосыми, умиротворяющими. Не похабные частушки и не бьющие по мозгам шлягеры, усиливающие агрессивность, а хорошие, давние народные песни, классические произведения.

С древнейших времен хоровое пение — обязательный предмет в хороших школах. Выход энергии, гармонизация чувств, снятие напряженности, совместные переживания, коллективная эмпатия, всеобщая любовь и умиротворенность — все в этом нехитром занятии. Почему же мы не используем его возможностей, а если используем, то неверно, неграмотно, формально, превращая уроки пения в заранее запланированное, второстепенное и ненужное занятие? Думается, все от неправильного подхода, недомыслия. Если на уроках дети не поют, а занимаются чем-то другим — учат ноты, разбираются в музыкальных жанрах, — это не уроки пения. Они никому не нужны, поскольку не выполняют своего прямого назначения — облегчения чувств. С первой и до последней минуты урока пусть дети поют и, когда время вышло, с огорчением покидают класс. Пускай поют они пока нестройно, неумело, не зная слов, выбирая примитивные песни; на то и учитель, чтобы постепенно все исправлять. «Давайте, дети, петь!» — пусть будут ваши главные слова. Сначала будем петь то, что вам хочется, песни, которые вы знаете, становитесь или садитесь, где кто хочет. Трудно, со скрипом, с большими потугами будут идти первые занятия. И может понадобиться не один год, чтобы снять укоренившееся отрицательное отношение к настоящему хоровому пению. Зато какой превосходный результат должен быть в перспективе! Говорят, хоровое пение в тюрьмах исцеляет души даже закоренелых преступников. Никто из участников академических хоров никогда не был под следствием и не совершил никакого преступления. Общины баптистов, евангелистов, где много поют хороших песен, самые законопослушные. Возродить в школах ежедневное хоровое пение будет трудно. Но делать это все же необходимо. Начинать надо с малого, постепенно. Учитель снимет с себя заботы по коррекции отклоняющегося поведения, если будет петь вместе с детьми.

Песни сочетаются с хороводами, играми, танцами. При правильной организации это эффективная и целебная групповая медитация, удесятеряющая силы.

Прогулки на природе — издавна известный и широко применяемый метод комплексного решения многих воспитательных задач, профилактики эмоциональной напряженности. Вспомним, какое значение придавал ему В.А. Сухомлинский. Во время прогулки естественно возникают и разрешаются такие вопросы, для которых в классе требуется создавать специальную атмосферу. Учитель вместе с детьми проложит прогулочную тропу, установит на ней необходимые для развития различных физических качеств препятствия, оборудует место для отдыха и задушевных бесед. Затрат минимум, а польза огромная.