Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений

Цель занятия – освоить методику оценки эффективности и действенности журналистских выступлений.

Основные теоретические положения

Любая деятельность нацелена на результаты. Та или иная степень достижения результата в целом и обозначается как результативность деятельности.

В журналистике результативность носит ярко выраженный социальный характер. Общепринятой считается формула результативности, в которой она определяется как мера реализации цели, что можно обозначить как: R1= R:T, где R1 - результативность; R – результат, T – цель (англ. target). Действует закономерность: для того, чтобы достичь высокой результативности деятельности необходимо уметь правильно поставить цель и через соответствующий результат достичь ее

Цели в журналистике тесно связаны с удовлетворением потребностей общества в информации. Фоном для их постановки и реализации служат объективные потребности социального развития. Поскольку потребности общества в информации складываются из совокупности разнородных элементов, то сами потребности имеют высокий потенциал, который не исчерпывается со временем. Это подтверждается и законом роста и возвышения потребностей.

Таким образом, результативность определяется как «степень достижения журналистикой целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации с учетом реальных возможностей как ее «производителей», так и «потребителей»»[35].

Среди понятий, раскрывающих суть проблемы результативности журналистской деятельности, необходимо выделить понятия действенности и эффективности. Это две стороны результативности, характеризующие ее со стороны социальных институтов и массовой аудитории. Процесс воздействия информации на массовую аудиторию – суть понятия «эффективность». А результат контактов с социальными институтами, воздействие журналистики на принятие решений – это действенность. Данные стороны эффективности связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Так, если результативность журналистской деятельности отличается высокой эффективностью, то это влияет непосредственно на действенность, усиливая ее. И наоборот. Высокая действенностью усиливает эффективность.

В связи с характеристикой результативности журналистской деятельности необходимо выделить и понятие «эффекта», который выражается в конкретном изменении в сознании и поведении аудитории. Это проявляется в мировоззрении, миросозерцании, историческом сознании и общественном мнении – тех слагаемых массового сознания, которые и являются объектами воздействия журналистских выступлений.

Показателем результативности и ее фактором является эффективная информационная политика любого средства массовой информации. В нее обязательно включается процесс изучения аудитории. Спектр вопросов, рассматриваемых в контексте изучения аудиторных групп, включает в себя социально-демографические проблемы (сведения о поле, возрасте, образовании, национальности и т.д.); проблемы формирования и состояния массового сознания – взгляды, убеждения, идеи и т.д.; проблемы информационного поведения аудитории, что связано с мотивацией обращения к журналистским выступлениям, предпочтениями в выборе того или иного средства массовой информации и пр.

Лабораторная работа 5.3.