Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций

 

Цель занятий – определить содержание социальной позиции журналиста, а также критерии проявления данной позиции в пространстве публичных коммуникаций.

 

Общие теоретические положения

Социальная позиция – это выступление в интересах того или иного слоя общества (класса) или представительство интересов всего общества.

1. В гражданском обществе есть возможность выступать с разных позиций и отражать разные точки зрения на одну и ту же проблему.

Понятие гражданского общества. Гражданское общество – это форма совместной жизни людей, цивилизованная и гуманизированная, в которой главной силой, формирующей и связывающей два начала – коллектив и личность – становится власть государства. Исходная идея гражданского общества – преобразование самой коллективности, организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе, и развитие человека в гражданина общества. Исторически понятие «гражданское общество» сложилось в середине XVII века в трудах Т. Гоббса «О гражданине» и «Левиафан», где была изложена концепция гражданского общества, которое определялось как упорядоченное культурное общество, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок.[22] Далее эти идеи были развиты в работах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и т.п.

Исходя из вышесказанного, три основных начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид и власть, которые представляют три стороны гражданских отношений: человека, общество и государство. Условием развития гражданского общества является принцип равновесия, равного развития, взаимного равенства прав, свобод и обязанностей всех трех составляющих. Если какая-то из них начинает доминировать, то это ведет к разрушению гражданского общества. Таким образом, существуют три направления исторического и политического развития на пути к гражданскому обществу – это развитие политики, коллективистских и индивидуальных начал гражданственности.

2.Формы проявления социальной позиции журналиста:

а) настаивание на своем – не обращая внимание на несогласных.

б) мягкое возражение – для того, чтобы скрыть расхождения.

в) сбалансированная информация- разнообразие подходов, суждений, взглядов – представлять все точки зрения, но не излагать свою.

3.Общий знаменатель – общечеловеческие ценности, которые составляют основу социальной позиции журналиста.

4. Соотношение личного, общечеловеческого и группового (включая несогласуемые с общечеловеческими элементы). Личность включается в группу через общечеловеческие критерии и признаки.

5.В социальной позиции в индивидуальной форме реализуется диалектика общечеловеческого и частногруппового.

6.Задачи журналиста при формировании социальной позиции: а) ориентация в системе общественных отношений: система ценностей; б) определение места в социальной структуре общества.

7. Социальная позиция определяет своеобразие массово-информационной деятельности журналиста, особенности его произведений по всему спектру их содержательного наполнения.

8. Социальная позиция и система принципов деятельности. Принцип – это концентрированное выражение правил и норм деятельности, определяющее ее общий характер. Принципы строятся на базе знания двух уровней: высокого – общего (законов) и знание применения законов в практике (метод).

9.Принципы в журналистике – это теоретико-методологические основы деятельности.

10. Порождающий фактор формирования системы принципов в журналистике является социальна позиция журналиста, осознание элементов которой в связи с пониманием журналистом действующих в окружающем мире законов и оказывается началом формирования системы принципов.

11. Законы формирования принципов: природы и жизни человека; функционирования и развития народа; законы развития и государственного управления; законы развития человека как субъекта всех социальных отношений.

12. Система принципов: партийность – социально-групповая, организационно-конституциональная, идейно-гносологическая; природа и общество – принцип правдивости и объективности; народ – принцип народности; страна и мир – принцип патриотизма и космополитизма; правление – принцип демократизма; массы – принцип массовости; нации – принцип национальной гордости и интернационализма.

 

Задачи для самостоятельного решения

 

Напишите эссе на тему «Принципиальность журналиста». Объем – 1 страница. Разместите его на электронной учебной странице курса для обсуждения.

Лабораторная работа 3.3