Теории и концепции массового сознания (по данным Д.Белла)

Характе-ристика массового сознания / Авторы концепции «Недиффе-ренцирован-ное множест-во» «Сужде-ние некомпе-тентных» «Механи-зирован-ное общество» «Бюрокра-тическое общество» «Толпа»
Г. Блумер Гетерогенная аудитория СМК, противостоя-щая классам и другим относительно гомогенным сегментам общества        
Х. Ортега-и-Гассет   Низкое качество современ-ной цивилиза-ции, являюще-еся результа-том ослабле-ния руководя-щих позиций просве-щенной элиты      
Ф.Г. Юнгер     Человек является придатком машины, дегумани-зирован-ным элементом технологии    
Г. Зиммель М. Вебер К. Мангейм       Отличающе-еся широко расчленен-ной органи-зацией, в ко-торой при-нятие реше-ний допу-скается исключи-тельно на высших эта-пах иерархии  
Э. Ледерер Х. Арендт         Общест-во, где отсут-ствуют разли-чия, однооб-разно, бесцель-но, отчуж-дено, недоста-ток интег-рации

 

Массовое сознание определяется как особый тип общественного сознания. В.Ж. Келле считал, что общественное сознание отражает общественное бытие не в том смысле, что оно не может отражать ничего другого, а в том, что лишь, исходя из общественного бытия, мы можем правильно и научно понять содержание и форму, структуру и особенности развития общественного сознания. Эта материалистическая концепция дает представление об обществе как целостном образовании – системе, которая не существует вне составляющих ее элементов и в то же время не сводящейся к ним. Эта система наделена характеристиками, свойственными ей именно как целому.

В обществе существуют общественное и индивидуальное сознание, ясно прослеживается их диалектика (Таблица 2.4.).

Таблица 2.4