Как готовить себя к работе по изучению курса
Изучение теоретических основ журналистики – это очень важный момент, момент настройки – своеобразной установки – и в теоретическом, и в практическом плане определяющий готовность студента к дальнейшему восприятию специальных дисциплин теоретического и практического направления.
Для более тщательной подготовки в рамках курса потребуется выработка собственных методик подготовки к постижению тем и понятий курса. На основе экспериментальных данных, проверенных в рамках учебного процесса со студентами казанских вузов, можно выделить наиболее характерные проблемы, которые встают перед студентом в процессе изучения курса. Рекомендации, приведенные ниже, можно использовать и при организации самостоятельной работы студента в дальнейшем.
Основные формы работы по данному курсу – это лекции, семинары, аудиторные проектные работы (лабораторный практикум); виртуальное проектирование («лаборатория на дому»); виртуальное консультирование и лабораторное консультирование.
Лекция – это форма аудиторной работы в вузе, в процессе которой излагаются необходимые для изучения курса сведения, пробуждается интерес к темам, составляющим содержание курса, дается оценка явлениям, формируются основные понятия науки, систематизируется и структурируется весь массив знаний по данной дисциплине. Лекция может проходить в виде монолога лектора – преподавателя или диалога – лектора и студентов.
Семинар - такая форма аудиторной работы, которая направлена на расширение и детализацию знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной подготовки студента, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям помимо прослушивания лекции предполагает предварительную самостоятельную работу студента в соответствии с методическими разработками по запланированным темам. В рамках семинара используются такие формы работы: текущий контроль результатов работы студентов; выступление с устным докладом; обоснование и защита собственной точки зрения; организация и участие в дискуссии, организация и участие в деловой игре.
Аудиторная проектная работа – лабораторный практикум – форма аудиторной работы, в которой осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Это могут быть индивидуальные или групповые работы, для которых создаются специальные исследовательские группы.
Лабораторное консультирование – форма аудиторной работы студентов, в рамках которой преподаватель – руководитель лабораторного практикума в условиях учебной лаборатории проводит консультационные занятия по подготовке и выполнению лабораторных работ. Для этого отводится специальное консультационное время вне учебных занятий.
Виртуальное проектирование («лаборатория на дому») - форма внеаудиторной самостоятельной работы студента, которая предполагает большую активность студента как субъекта в учебном процессе. Основным средством в виртуальном проектировании является Интернет – учебная домашняя страница, на которой размещаются результаты лабораторных проектов студентов и обсуждаются их результаты.
Виртуальное консультирование – форма внеаудиторной работы студента, которая предполагает консультирование на учебной странице курса по основным заданиям и лабораторным проектам курса. В качестве консультанта выступает как лектор, так и руководитель лабораторного практикума.