Формы и методы внешней торговли.

В мировой практике существует множество форм внешней торговли.

Формы международной торговли в определенной степени могут быть определены как приемы сбыта, сущность которых зависит от видов условий производства и потребления товаров.

Основные формы:

1. Торговля готовой продукцией. Производится, когда ввоз ее в другие страны не ограничен, а условия производства позволяют выпускать продукцию, отвечающую требованиям покупателя.

2. Торговля готовой продукцией с предпродажной доработкой в стране покупателя осуществляется. Когда ввоз ее в другую страну не ограничен, но невозможно. Или экономически не целесообразно выпускать продукцию полностью соответствующую рынку покупателя.

3. Торговля продукцией в разобранном виде. Производится когда или запрещен ввоз готовой продукции или на готовую продукцию установлены высокие таможенные пошлины, снижающие ее конкурентоспособность, или поставщик продукции в разобранном виде получает дополнительные выгоды от экономии на сборке и транспортировке.

4. Торговля кооперируемой продукцией осуществляется, как сотрудничество в рамках реализации соглашений о производственной кооперации и зависит от условий производства. Особенностью таких соглашений является их долгосрочный характер и его более высокое требование по срокам поставки.

5. Торговля с использованием производственно сбытовой кооперации является результатом обострения конкурентной борьбы на мировом рынке, заставляющая искать пути сотрудничества конкурентов, в сфере реализации товаров на рынке, т. е. реализовать сбытовую кооперацию, которая объединяет независимых производителей в проведении совместных мероприятий по сбыту продукции. Развитие сбытовой кооперации на мировом рынке связано с углублением специализации и кооперации. Сливаясь с производственной сбытовая кооперация превращается в производственно – сбытовую.

6. Торговля комплектным оборудованием. Потребность в ряде машин и оборудования при определенных условиях удовлетворяется в форме их комплексной поставки. Разновидностью торговли комплексным оборудованием является сооружение объектов под ключ, что означает предоставление полного комплекта технических услуг и доведение оснащаемого оборудования объекта до расчетных показателей.

7. Торговля товарами в комплекте с инжиниринговыми услугами (пример: поставка оборудования + специалисты для обучения персонала предприятия для работы на этом оборудовании).

8. Торговля ремонтным оборудованием, запасными частями и услугами по капитальному ремонту получило распространение для машин и оборудования, эксплуатационное состояние которых уже невозможно поддерживать техническим обслуживанием.

9. Лизинг – посредническая деятельность коммерческих и инвестиционных банков в области финансирования крупных кап. вложений, а также деятельность их и других посреднических фирм по сдаче предпринимателям в аренду или приобретению в собственность ОПФ – своеобразный кредит в материализованной форме.

10. Встречная торговля – это внешние торговые операции, операции, в условиях контрактов которых одновременно фиксируются твердые обязательства продавцов закупить товары на всю или часть стоимости проданной.

Существуют следующие методы встречной международной торговли:

- бартерная торговля;

- выкуп у покупателей устаревших товаров, производимый при условии приобретения ими новых;

- поставки на комплектацию – указываются в контракте как твердые обязательства экспортера закупить у покупателя или назначенной им организации продукцию, используемую при производстве или входящую в комплект импортной продукции;

- экспорт, в счет встречных обязательств, фиксируемый в импортных контрактах в виде твердых обязательств продавцов закупить в определенные сроки у импортеров или назначенных ими организаций товары на установленную сумму или часть цены импортного контракта;

- компенсационная сделка, означающая в фиксировании в соглашении или импортном контракте твердого обязательства продавца покупать в покрытие предоставленных кредитов товары, которые будут пользоваться на объекте, построенном по данным компенсационной сделки.

Основным элементом внешнеторговой операции является контракт.

Структура и содержание внешнеторгового контракта:

1.Определение сторон, то есть название фирм или организаций, являющихся продавцом и покупателем.

2.Предмет контракта определяет вид договора и краткое описание товара.

3.Базисные условия поставок. Определяет разделение обязанностей продавцов и покупателей, связанных с осуществлением поставок товаров.

4.Сроки поставки.

5.Количество товара обычно указывается в метрических единицах, штуках, парах, комплектах.

6.Цена и общая сумма контракта.

7.Условия платежей. Контракты обычно содержат подробное изложение порядка взаимных расчетов.

8.Упаковка и маркировка. Вид упаковки определяется базисными условиями поставок. Специальные требования к упаковке устанавливаются в контракте. Маркировка грузов выполняется в соответствии с общепринятыми международными нормами и специальными требованиями покупателей.

9.Гарантии продавцов. Обнаружив в течении гарантийного периода несоответствие товара гарантированным характеристикам, покупатель имеет право предъявить продавцу претензии.

10. Страхование.

11. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства).

12. Санкции.

13. Арбитражные и судебные разбирательства споров.

14. Другие условия контрактов.