Управление персоналом
Управление любого предприятия включает два основных аспекта.
Первый - это определение целей организации, разработка способов их достижения и соответственно контроль за результатами.
Второй аспект предполагает, что руководить предприятием означает также и управлять людьми. Удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников - одна из важнейших целей, залог ее эффективной работы.
Первый и второй аспекты менеджмента тесно связаны между собой. Это связано с целями стратегического менеджемента, так как руководитель предприятия должен принимать правильные материально-логические решения, с одной стороны направлять и стимулировать деятельность своих сотрудников на выполнение целей и задач организации - с другой.
Управление кадрами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал. Развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.
Управляющие персоналом - это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров. Главные цели которых - повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала. В рыночных условиях для организации встает вопрос о том, как преодолеть разрыв между развитием иннновационных стратегий, созданием новых продуктов и структур, с одной стороны, и выявлением способов управления человеческими ресурсами - с другой стороны. Следовательно, кадровые службы должны строить свою работу соответственно рыночной экономике.
Задача состоит в том, чтобы кадровые службы превращались в центры по разработке и реализации стратегии организации по труду. Они должны оказывать помощь в развитии бизнеса посредством найма высококвалифицированных работников, планирования карьеры, оценки производственной деятельности и совершенствования оплаты труда.
Задачи кадровых служб могут быть сформулированы следующим образом:
- всесторонняя поддержка бизнеса;
- формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу; обеспечение высокого уровня профессионализма и качества экспертизы в кадровых вопросах;
- выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений;
- создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства;
- расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников.
При сохранении прежних функций служб управления персоналом особое значение приобретают тщательная разработка методов стимулирования всех учатников трудового процесса, дифференцированный подход к трудовому потенциалу при выработке общих для организации принципов и правил работы с персоналом.
Поэтому с особой остротой стоит вопрос о координации деятельности всех структур организации, проведении единой кадровой политики, о подборе менеджеров, способных возглавить самые сложные и ответственные участки работы в организации.
Отбор персонала. Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на плечи менеджера по кадрам. Процесс отбора персонала имеет схему (рис.4.3).
критерий оценки: | нормы поведения | ||
личности; работы | характеристика профессиональных навыков | ||
экспертная оценка | подбор тестов, задач и упражнений | ||
наблюдение и | приглашение претендентов | ||
отчет | тестирование и проведение интервьюирования | ||
оценка | критерий оценки кандидатов | ||
описание полученных результатов | |||
обратная | принятие решения: принять, дополнительное тестирование; не подходит | ||
связь | итоговая беседа с кандидатом |
Рис. 4.3. Схема процесса отбора персонала.
При подборе персонала надо в первую очередь определить потребность в кадрах, то есть количество сотрудников, нужных для будущего целенаправленного выполнения задач.
Планирование персонала - это процесс определения потребностей организации в кадрах, то есть определение того, когда, где, сколько, какой квалификации, какой стоимости, какие сотрудники потребуются в будущем.
Качественный аспект процесса набора кадров состоит в том, чтобы найти кандидатов, имеющих необходимую для работы квалификацию. Здесь важно дать полную характеристику наличия свободных мест. В процедуре привлечения персонала используется внешний и внутренний рынок рабочей силы, то есть привлекаются работники либо своей организации, либо со стороны. Подбор из разных рынков труда имеет свои преимущества и недостатки (табл. 4.1).
Оценка претендентов производится по стандартным критериям оценки:
1. Образование и производственный опыт.
2. Поведение (манера держаться).
3. Целеустремленность.
4. Интеллектуальные способности.
5. Манера разговора.
6. Особенности.
7. Профессиональная пригодность.
Таблица 4.1.
Подбор персонала | |||
внутри организации | вне организации | ||
преимущества | недостатки | преимущества | недостатки |
Появляется возможность продвижения (возникает сплоченность на предприятии, улучшается климат на производстве) | Уменьшается возможность выбора. Высокие расходы на повышение квалификации. | Большая возможность выбора. Новые импульсы для предприятия. | Большие расходы при наборе. Высокая квота при приеме со стороны способствует текучести кадров. |
Незначительные расходы при наборе. Знание производства. | Возможна “производственная” слепота (то есть не видны недостатки на своем предприятии). | Поступающий приносит знания другого предприятия и легче завоевывает признание. | Отрицательное воздействие на климат в коллективе. |
Знание сотрудников и их возможностей. | Разогорование среди коллег, например, меньше рвения при продвижении по службе к должности начальника, напряженное внимание, соперничество. | Прием на работу непосредственно удовлетворяет спрос в кадрах. | Много времени затрачивается на испытательный срок из-за отсутствия знаний и умений у нового работника. |
Соблюдение производственного уровня вознаграждений (при приеме работника со стороны - повышенный оклад рыночной конъюнктуры). Быстрое заменение должности. Свободные места для молодежи. | Замещение мест и повышение в должности только “Ради мира и спокойствия”. Не хотят сказать “нет” сотруднику, который проработал долгое время. | Ведет к сильной коллегиальной связи, решению любого вопроса “сообща”. | Нет знаний производства (необходимо общее введение - расходы и время). Замещение должности требует большой затраты времени. Новый человек, поставленный начальником, должен уменьшить пристальное внимание - для предприятия это означает потерю сил. |
Оценка сотрудников и прием на работу. По поступившим заявлениям нужно оценить претендентов, то есть определить, какой кандидат лучше всего подходит на данное место. Существуют большое количество методов и критериев чтобы сделать правильный выбор. Методику работы, в зависимости от целей и других характеристик организации, разрабатывает менеджер по кадрам. Здесь можно использовать такие средства как анализ и оценка документов соискателя, тестирование, интервью-собеседование, технические средства оценки персонала.
Помимо стандартных критериев оценки, в зависимости от вакантной должности, важнейшие оценочные критерии вводятся более развернутом виде. Например, для оценки труда директора коммерческого предприятия можно ввести двадцать важнейших критериев. Происходит ранжирование этих критериев в процентах или единицах. Так как значимость каждого критерия не одинакова, целесообразно ввести коэффициенты весомости факторов, которые разработаны на основе экспертных оценок по десятибалльной системе. Итоговый показатель рассчитывается с помощью интегрального коэффициента.
Процедура оценки заканчивается выбором кандидата и заключением с ним контракта, которому придается особое значение. Обсуждение контракта - это часть процесса найма на работу и происходит оно как до, так и после принятия решения о приеме на работу. Вашим сотрудником будет тот, кто заключил с вами контракт о найме. Минимальный объем информации о сроках и условиях контракта, который должен быть представлен работнику, включает следующие сведения:
- имена сторон (работодатель и работник);
- наименование работы;
- дата начала работы (и дата окончания срока действия контракта, если данный контракт заключается на определенный срок);
- тарифная ставка или указание способа расчета зарплаты;
- периодичность оплаты труда (еженедельная, месячная или иная - обычное рабочее время);
- праздничные дни и их оплата;
- правила оформления пропусков в связи с заболеванием или несчастным случаем и их оплаты;
- схема расчета пенсии и указание о том, распространяется на работника государственная система пенсионного страхования;
- процедура подачи жалоб;
- срок, за который работник должен получить уведомление или подать заявление о прекращении работы до ее фактического прекращения.
Повышение квалификации персонала. Вхождение в рынок связано не только и не столько с изменением и адаптацией к условиям рыночных отношений экономического механизма, сколько подготовленностью кадров. Наряду с интенсификацией трудовых процессов особое внимание должно уделяться изучению факторов, определяющих поведение и деятельность личности в процессе совместного труда. Задачу профессионального развития персонала можно трактовать по разному: продвижение кадров, их переподготовка и обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, регулирование карьеры. Все трактовки так или иначе будут связаны с обучением.
Обучение - это процесс изменения поведения, в котором переплетаются интеллектуальный, психологический и физиологический аспекты.
Цель переподготовки - это не только зеркальное отражение потребностей, интересов и проблем работников, но и отражение борьбы, требований и условий окружающего мира. Изменения в окружающей среде, обществе, экономике, философии преподавания автоматически вызывает изменения в представлении о цели переподготовки.
Прежде всего, надо отметить, что профессиональное развитие - это, как правило, обучение взрослых. Поведение взрослых в процессе обучения зависит от множества различных факторов, например:
- чем старше обучаемый, тем сильнее развит его индивидуальный подход и его учебная концепция;
- роль обучаемого в период базовой подготовки плохо сочеталась с ролью взрослого;
- взрослые практически не сталкивались с активными формами обучения (индивидуального и группового направления).
Преподавательская концепция для взрослых включает: работу в малых группах, проблемность, согласованность и системность целей обучения, ориентированность на имеющейся опыт, нацеленность на самообучение, обратная связь, учебный трансфер.
Особы вопрос - это возможность и оперативность внедрения в практику полученных в процессе обучения знаний. Представление о том, что в процессе обучения можно получить готовые рецепты на все случаи жизни, несколько наивны. Это можно объяснить следующими причинами: во-первых, не изменяются оргструктуры. Вследствие этого работники вынуждены действовать по старинке”. Во-вторых, новые знания, приобретенные в процессе обучения, часто не “сопрягаются” с теми процессами и структурами, в которых они работают. Отсутствует “стыковка” между теорией и практикой. Поэтому обучение, ориентированное на практику, предполагает глубокое ознакомление с теми процессами и структурами, которые являются определяющими для поведения людей при общении с клиентами и коллегами.
Осуществление общих принципов менеджмента труда строится по следующим основным направлениям:
Оплата и стимулирование труда. Основная задача всей работы в области материального вознаграждения сотрудников организации состоит в том. Чтобы определить меру труда и размер его оплаты. Разработка оптимальных соотношений в оплате труда различной сложности является наиболее важным моментом в системе дифференциации заработной платы. Такой подход должен обеспечить соответствие размеров в оплате труда с его качественными показателями. Определяя уровень оплаты труда. Естественно надо учесть ее величину в конкурирующих организациях.
Система оплаты и стимулирование труда должна отвечать следующим требованиям:
1. Оплата по результатам труда.
2. Уверенность и защищенность работников.
3. Стимулирующий и мотивирующий аспект зарплаты.
4. Дополнительные (поощрительные) формы оплаты труда за личный вклад.
Разделение и кооперация труда. Разделение труда предполагает его кооперацию, которая представляет собой объединение людей для планомерного и совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.
В рыночной экономике в основе кооперации лежат интересы, то есть побуждающим мотивом кооперативного труда является не администратор, а экономический (социальный) коллективный интерес. Здесь кооперацию необходимо рассматривать как добровольное объединение работников на основе их заинтересованности в сотрудничестве. По мере ее развития складываются и совершенствуются трудовые отношения между коллективами и работниками. При этом интеграция и усложнение труда, совмещение трудовых операций не исключают дальнейшего процесса разделения (дифференциации) труда.
Техническое обеспечение и механизация труда. Организационная техника призвана повысить эффективность и облегчить труд аппарата управления, повысить его производительность и культуру. Необходимость широкого использования средств оргтехники возникает также в связи с переходом к рыночным отношениям, ростом производства и изменением номенклатуры товаров, а также увеличением объемов информации, требующей быстрой обработки.
Организационной техникой, или техникой управления, принято называть совокупность средств, служащих для рациональной организации и автоматизации управленческих работ с целью повышения оперативности, эффективности и культуры управления. В первую очередь механизации и автоматизации подлежат бухгалтерский и управленческий учет, оперативное управление, плановые расчеты, делопроизводство, учет кадров, общее руководство, хозяйственно-техническое обслуживание.
Для успешной работы современной организации необходимы средства изготовления документов, копирования и размножения документов, обработки информации, средства хранения, группировки и поиска документов, передачи информации, средства вычислительной техники. Многие эти задачи успешно решаются на персональном компьютере.
Нормирование труда. Непосредственной задачей нормирования труда является определение трудоемкости работ и необходимой для их выполнения численности работников. Без обоснованных норм невозможны рационализация процессов разделения и кооперации труда, разработка прогрессивных технологий, совершенствование методов работы аппарата управления.
Предпринималось множество не совсем удачных попыток точно определить, каким количеством человек может эффективно управлять один руководитель. У разных авторов оно варьирует в пределах от трех до пятнадцати.
Подход к нормированию отдельных видов работ должен быть дифференцированным. Так, с учетом специфики труда менеджера представляется целесообразным выделить следующие виды норм:
нормы управляемости - число работников. Которыми наиболее эффективно может руководить начальник;
нормы времени, нормы обслуживания - определяется в зависимости от трудоемкости работ.
Наиболее распространенным методом нормирования труда является метод аналогов.
Благоприятный режим и условия труда. Производительность управленческого труда находится в прямой зависимости от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится менеджер. В настоящее время разработано более 5 тысяч типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого труда персонала. В основе любой планировки рабочего места менеджера лежит деление его кабинета на рабочую зону и зону совещаний.
К организации рабочих мест менеджера предъявляются следующие требования:
удобства мебели;
наличие средств оргтехники;
благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда;
рациональный режим труда и отдыха.
Культура управленческого труда. В широком смысле термин “управленческая культура” употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития менеджера. Управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.
В основе культуры управленческого труда лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером:
1. Юридические нормы управленческого труда;
2. Моральные нормы;
3. Организационные нормы;
4. Экономические нормы.
На основе этих и дополнительно других норм образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда:
личная культура;
рациональное распределение рабочего времени;
культура содержания рабочего места;
культура проведения массовых мероприятий;
культура приема посетителей;
культура в работе с письмами;
культура речи;
организационная культура руководителя.