ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК

Важным условием полноценного овладения учебными навы­ками, в том числе письмом, являются достаточное развитие мо­торного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической дея­тельности к выполнению точных и сложных движений.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными осо­бенностями моторного развития детей и такими физиологически­ми показателями, как развитие нервной регуляции движений, мел­ких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и т.д. (Л. В.Антакова-Фомина, 1974; М. М. Безруких, С. П. Ефи­мова, 1978; М. М. Кольцова, 1973, 1979). При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествую­щей деятельности детей (изобразительной, продуктивной, быто­вой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки (Е. В. Гурьянов, 1959; Л. Я. Желтовская, Е. Н. Со­колова, 1987; Т.С.Комарова, 1970).

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движе­ний пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс, обыч­но приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у боль­шинства из них движения недостаточно целенаправленны и точ­ны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это отно­сится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложнокоординированных движений ведущей руки. Обращает также на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблю­дается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики.

В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости и совер­шенствование тонких и сложнокоординированных движений всех звеньев руки—плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук. В эту программу могут быть включены следующие виды заданий.