Задание № 5 Составление схем слов под диктовку (методика Н.В.Нечаевой).

Назначение задания. Выявить готовность психофизиологических функ­ций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонема­тического анализа, а также способность к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае — в кружки (перекодирование).

Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку в треть тетрадного листа. На нем должны поместиться фамилия ребенка и пять строк слов: УМ, СОК, ЛИСА, СОСНА, ЗВЕЗДА.

Иванов К.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом за­даний, но с другим набором слов. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных диктантов — совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом слу­чае следует действовать строго по инструкции.

Инструкция. «Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков». Далее разбирается образец: «Произнесите хором медленно слово "рак", а я под вашу диктовку запи­шу это слово кружками: рак = ООО. Сколько кружков получилось? Три. Проверим написанное, "прочитаем" кружки: ООО = рак. Все правильно». В случае необходимости разбор примера повторяется. Образец на листочке не рисуется.

Оценка диктанта.

При правильном выполнении задания получается следующая запись:

ОО

ООО

ОООО

ООООО

ОООООО

1-й уровень — все схемы выполнены правильно;

2-й уровень — три-четыре схемы выполнены правильно;

3-й уровень — одна-две схемы выполнены правильно;

4-й уровень — все схемы выполнены неправильно.