Схема-характеристика класса
С такой же периодичностью учитель обращается к родителям за информацией о характере адаптации детей к школе. Вполне уместно в этом случае воспользоваться методом анкетирования. Текст примерной анкеты для родителей, а также схема учета результатов анкетирования представлены ниже.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Уважаемый родитель! Просим вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который вам кажется более подходящим к вашему ребенку.
Фамилия, имя ребенка_________________________________________
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
Неохотно; без особой охоты; охотно; с радостью; ответить затрудняюсь.
1. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
Пока нет; не совсем; в основном да; безусловно да; ответить затрудняюсь.
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
Нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да; ответить затрудняюсь.
4. Вполне ли сформировалось у него чувство ответственности по отношению к учебным занятиям?
Пока нет; не вполне; в основном да; безусловно да; ответить затрудняюсь.
5. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?
Пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.
6. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
Преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления; впечатления разные, но отрицательных больше; положительных и отрицательных примерно поровну; в основном впечатления положительные.
7. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? Укажите конкретно_________________________
8. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Помощь нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; в помощи не нуждается; ответить затрудняюсь.
9. Как преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам, но может отступить; настойчив в преодолении трудностей; ответить затрудняюсь.
10. Способен ли сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? Сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать к этому; как правило, может; ответить затрудняюсь.
I1. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
Довольно часто; бывает, но редко; такого практически не бывает; ответить затрудняюсь.
12. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да.
Ответы родителей на вопросы следует перевести в цифровую форму: от первого к четвертому соответственно обозначать их цифрами от 4 до 1. Насторожить учителя должны дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4 баллов.