Развитие теоретических основ олигофренопедагогики после ВОВ (Г. М. Дульнев, В. Г.Петрова, В. И. Лубовский, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинский и др.).

 

Советское правительство в первые месяцы после окончания войны стало осуществлять меры по расширению медицинской и педагогической помощи аномальным детям.

Вскоре после войны была возобновлена борьба за осуществление всеобщего обязательного обучения аномальных детей. В результате энергичных мер Советского государства сеть вспомогательных школ была быстро восстановлена. К 1950 году она достигла довоенного уровня, а к 1954 году была удвоена по сравнению с 1941 годом. Рост сети вспомогательных школ не прекращался в течение всех послевоенных лет. Это обусловлено в первую очередь успешным осуществлением в нашей стране закона об обязательном обучении.

Развитие дефектологии в первое послевоенное десятилетие носило сложный, противоречивый характер. Значительный ущерб дефектологической науке был нанесен субъективизмом и догматизмом при оценке некоторых аспектов клиники и психологии умственной отсталости.

Исследования в области патофизиологии высшей нервной деятельности детей-олигофренов, клиники олигофрении (А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, В. И. Лубовский, Е. Н. Правдина-Винарская, Л. А. Новикова и др.) по новому осветили учение об олигофрении, вскрыли структуру дефекта различных форм слабоумия и те патофизиологические механизмы, которые лежат в основе своеобразия познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей. В частности, было установлено, что при олигофрении наблюдается снижение силы основных нервных процессов (особенно тормозного). Нервные процессы характеризуются инертностью, взаимодействие сигнальных систем оказывается нарушенным.

Значительное развитие получили в 50—70-х годах и исследования в области специальной психологии (Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.). Положительное влияние на разработку всех аспектов теории олигофренопсихологии и олигофренопедагогики оказала реабилитация деятельности Л. С. Выготского, а также углубленное изучение и развитие его взглядов. Речь идет, в частности, о его точке зрения на сущность аномального развития, роль социальных и биологических факторов в формировании личности.

Исследования показали, что своеобразное и несовершенное выполнение умственно отсталыми той или иной деятельности может корригироваться при рациональной постановке цели, использовании адекватных способов инструктирования, осуществлении рациональных способов контроля и оценки.


12. Особенности развития теории и практики специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью на территории Беларуси в советский период.

 

После октябрьской революции 1917 г., буквально с первых дней своего существования, новая власть в лице Советского правительства приступила к созданию системы образования, которая должна была воспитать подрастающее поколения в духе идеологии социализма. Не осталась без внимания и проблема воспитания и обучения «аномальных» детей.

Постановления центральных органов Советской власти, определявшие основные принципы становления советской специальной школы в 1917-1920 гг., полностью распространялись и на территорию Белоруссии. Однако реализация социалистических принципов заботы об «аномальных» детях в Белоруссии тормозилась оккупацией ее территории сначала немецкими империалистами (февраль – декабрь 1918г.), а затем – белополяками (август 1919 – июль 1920г.).

Лишь в 1919 г. правительством республики был принят «Декрет о реорганизации школьного дела».

В июне 1919 г. газета «Звезда» известила население республики об открытии в Минске первой Советской школы глухонемых. 19 июня 1919г. вопрос об организации школы для «дефективных» детей с детским садом и интернатом рассмотрен Борисовским отделом народного образования

В 1923-1924 уч. г. начались поиски приемлемой системы учреждений для «аномальных» детей БССР.

Приглашенный из Москвы в 1923 г. на должность заведующего Минской школой слепых тифлопедагог Петр Никанорович Захаров предложил дифференцированную систему учреждений для детей с нарушением зрения, которая должна была дать таким детям «правильное воспитание, общее и профессиональное образование и подготовить их к самостоятельной социально-полезной жизни».

В марте 1924 г. ленинградский сурдопедагог Николай Дмитриевич Языков, прибывший на должность заведующего Минской школой глухонемых, составил проект восьмилетней школы–интерната для глухонемых детей с детским садом при ней. В I – V классах (группах) предлагалось изучение теоретического курса, а в VI – VIII – ремесленно-практического.

Однако НКП БССР не разделил всех предложений П.Н.Захарова и Н.Д.Языкова, считая многие из них преждевременными в связи с ограниченностью материальных возможностей республики.

На дальнейшую работу по созданию системы учреждений для «аномальных» детей в БССР значительное влияние оказали рекомендации II Всероссийского съезда социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) (1924 г.). В результате многократных обсуждений в отделе СПОД, в Главсоцвосе и на заседании коллегий в 1924 – 1925 гг. в Наркомпросе БССР сложилось единое мнение о типах учреждений для «дефективных» детей:

а) детский дом для слепых детей в возрасте 5-17 лет включительно для развития и воспитания ориентировочных способностей и приобретения ими определенной квалификации, необходимой в жизни;

б) детский дом для глухонемых детей в возрасте5-17 лет включительно для развития социально-полезных навыков, изучения речи во всех ее формах (говорить, читать, писать и понимать написанное) и для приобретения соответствующей квалификации, которая дает возможность глухонемому быть полезным соучастником трудового общества;

в) дом умственно отсталого ребенка для детей в возрасте 5-17 лет включительно для социального воспитания и приобретения необходимой квалификации теми детьми, которые имеют заметные отклонения от нормы в умственной сфере и которые в своем развитии могут поддаваться только медико-педагогическому влиянию;

г) институты социального перевоспитания слепых, глухонемых или умственно отсталых, которые, кроме воспитания детей соответствующей категории, ведут специальную научно-исследовательскую работу по изучению психологических особенностей и методов педагогического влияния на детей определенных категорий.

Стремясь экономно и продуктивно использовать ограниченные материальные средства и малочисленные кадры специалистов-дефектологов, уездные отделы народного образования все чаще и настоятельнее предлагали организовать общереспубликанские учебные заведения для «дефективных» детей, способные охватить всех нуждающихся в специальном воспитании и обеспечить их квалифицированное обучение. Учитывая это и намереваясь создать показательные учреждения для дефективных детей, НКП БССР после укрупнения территории республики в 1924 г. осуществил реорганизацию структуры действующих школ и детских домов.

 


Характеристика пятого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в государствах Западной Европы. Ведущие современные социокультурные идеи образования людей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Согласно предложенной периодизации, пятый период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии начинается в 70-е гг. нашего столетия. Общество перестает рассматривать себя как унитарный социум, постепенно отказываясь от представления о том, что каждый его член обязан соответствовать принятому стандарту.

С одной стороны, широко распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся на идеях равенства и равноправия. С другой стороны, результаты интеграции подвергаются критическому осмыслению, начинает дискутироваться возможность, полезность и целесообразность интеграции для большого числа детей с особыми проблемами; среди родителей, специалистов, администраторов общеобразовательных школ появляются противники интеграции. С третьей - получают распространение поселения для инвалидов, рассматривающиеся как оптимальная модель организации их самостоятельной "взрослой" жизни в искусственно созданном для них микросоциуме. Например, Camphill movement объединяет более 70-ти таких поселений в 22 странах мира (1995).

В это же время в борьбу за свое право на самоопределение вступают те, кто вчера принадлежал к бесправному меньшинству, и за кого принимали решения общество и государство. Так, Всемирная Федерация Глухих (ВФГ) требует признания всеми странами статуса глухих как самодостаточного меньшинства с уникальным языком и культурой, а также обеспечения для детей с нарушением слуха специального образования на основе родного для них национального жестового языка. Провозглашаются идеи о необходимости изучения жестового языка слышащим сообществом для общения с глухими.

Специалисты предлагают новейшие медицинские технологии восстановления нарушенной слуховой функции (кохлеарной имплантации), позволяющие сделать неслышащего ребенка слышащим, и встречают сопротивление части лиц с нарушением слуха, оценивающих эти разработки как посягательство слышащих на право глухого быть глухим (Всемирный Конгресс глухих, 1995).

Врачи, распространяют технологии диагностики плода в пренатальный период и предлагают (настойчиво рекомендуют) искусственно прерывать беременность в случае вероятности рождения ребенка с выраженной патологией также встречают сопротивление со стороны части родителей, религиозных и общественных движений, рассматривающих аборт как посягательство на право ребенка (например, с синдромом Дауна) родиться таким, каков он есть, как вмешательство в Божий Промысел.


искусственно созданном для них микросоциуме. Например, Camphill movement объединяет более 70-ти таких поселений в 22 странах мира (1995).

В это же время в борьбу за свое право на самоопределение вступают те, кто вчера принадлежал к бесправному меньшинству, и за кого принимали решения общество и государство. Так, Всемирная Федерация Глухих (ВФГ) требует признания всеми странами статуса глухих как самодостаточного меньшинства с уникальным языком и культурой, а также обеспечения для детей с нарушением слуха специального образования на основе родного для них национального жестового языка. Провозглашаются идеи о необходимости изучения жестового языка слышащим сообществом для общения с глухими.

Специалисты предлагают новейшие медицинские технологии восстановления нарушенной слуховой функции (кохлеарной имплантации), позволяющие сделать неслышащего ребенка слышащим, и встречают сопротивление части лиц с нарушением слуха, оценивающих эти разработки как посягательство слышащих на право глухого быть глухим (Всемирный Конгресс глухих, 1995).

Врачи, распространяют технологии диагностики плода в пренатальный период и предлагают (настойчиво рекомендуют) искусственно прерывать беременность в случае вероятности рождения ребенка с выраженной патологией также встречают сопротивление со стороны части родителей, религиозных и общественных движений, рассматривающих аборт как посягательство на право ребенка (например, с синдромом Дауна) родиться таким, каков он есть, как вмешательство в Божий Промысел.