Методика проведения аудита кредиторской задолженности

 

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей.

Цель процедуры – достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту аудируемого предприятия о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной (или нет) суммой возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Необходимо принимать во внимание данное обстоятельство и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми, например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов, так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.

Аудит расчетных и кредитных операций

а) Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Данному участку учета свойственны факторы риска, обусловленные такими причинами как отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки; сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций. Таким образом высок риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей.

Основная цель проверки – установить правильность ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:

- проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

- подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

- оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Источниками информации являются: Положение об учетной политике, баланс, главная книга, журнал-ордер № 6, счета-фактуры, платежные поручения, договоры поставки (купли-продажи, оказания услуг), выписки банка, первичные документы по движению материальных ценностей, декларация по НДС, журнал регистрации принятых к оплате счетов-фактур (книга покупок).

Данные баланса сверяются с данными главной книги по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Главная книга проверяется арифметически и сверяется с данными журнала-ордера № 6.

Журнал-ордер № 6 проверяется арифметически, на правильность и своевременность оформления, на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам, сверяется с данными первичных документов по движению материальных ценностей, счетами-фактурами и выписками банка.

Первичные документы по движению материальных ценностей – накладные, приходные ордера, акты приемки, проверяются на правильность составления и оформления, на соответствие счетам-фактурам и договорам.

Проверяется наличие договоров купли-продажи и договоров поставки, и правильность их оформления, что позволяет регулировать отношения с поставщиками в случаях ненадлежащего исполнения ими условий договора. Обязательным условием договоров является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары, предельный размер которого равен трем месяцам с момента фактического получения товаров.

Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности. Суммы, неистребованной кредитором задолженности, подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров как безнадежная дебиторская задолженность на убытки организации-кредитора. При этом указанная сумма налогооблагаемую прибыль не уменьшает. Однако такие суммы должны учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Суммы кредиторской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на прибыль.

При проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками должна быть проведена взаимная сверка расчетов.

Значительная часть предприятий, как правило, пренебрегает проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, что нарушает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. Рекомендуются следующие сроки инвентаризации расчетов:

а) с налоговыми органами – 1 раз в квартал;

б) с дочерними предприятиями, обслуживающими производствами и хозяйствами, учредителями, вышестоящими организациями – на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом;

в) с дебиторами и кредиторами – не реже 2 раз в год.

При отсутствии материалов инвентаризации и актов сверки взаиморасчетов или при некачественном их проведении рекомендуется установить реальность и сроки задолженности, а при просрочке – еще и лиц, виновных в этом.

return false">ссылка скрыта

В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименования проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются безналичным путем с применением форм: акцептной; аккредитивной; расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей; чеками; в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.

При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить как велся учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.

Всю полученную информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, сопоставляет фактически выявленные ошибки с предварительно рассчитанными, при необходимости корректирует план проверки.

К основным нарушениям при учете операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками относятся следующие:

- неоприходование товарно-материальных ценностей, полученных от поставщиков;

- подделка документов и составление фиктивных обязательств;

- уничтожение подлинных документов;

- отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;

- неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;

- несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

- нарушение методологии бухгалтерского учета в части неверно составленной корреспонденции счетов.

б) Аудит учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся расчеты: с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов и др.

Цель аудита – установление правильности учета, полноты и своевременности осуществления расчетов организации с различными дебиторами и кредиторами и их соответствие законодательным нормам.

Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия, договоры выполнения работ, оказания услуг, поставки продукции, акты сверки расчетов, акты инвентаризации расчетов, копии платежных документов, учетные регистры по счетам 76, 60, 62, 91 и др., Главная книга и бухгалтерская отчетность.

В ходе проверки аудитору необходимо установить:

- правомерность использования счета 76 для отражения расчетов;

- правильность и обоснованность удержания по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю;

- правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;

- правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д.;

- правильность отражения в учете депонированной заработной платы;

- своевременность и полноту поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

- правильность составления бухгалтерских проводок по расчетам с дебиторами и кредиторами;

- правильность ведения аналитического учета по счетам 73,76;

- соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере № 8, главной книге и балансе.

По данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 аудиторам необходимо установить причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности; какие меры принимаются для погашения и взыскания задолженности.

Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе.

Особое внимание в ходе проверки уделяется аудитором правильности учета расчетов по претензиям. Аудит расчетов по претензиям ведется на субсчете 76/2 «Расчеты по претензиям». На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам.

Аудитору необходимо проверить:

- обоснованность, своевременность и правильность оформления документов;

- обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию;

- правильность ведения аналитического учета, а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, главной книге и балансе;

- правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76/2.

В обязательном порядке проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС по этим операциям.

Типичные ошибки и недостатки учета:

- несоблюдение финансовой дисциплины по расчетам;

- несоответствие данных аналитического и синтетического учета;

- необоснованное признание доходов и расходов организации;

- неправомерное использование счета 76 вместо счетов 60 и 62;

- несоблюдение сроков предъявления претензий;

- неправильная корреспонденция счетов.

 

в) Проверка расчетов по совместной деятельности.

Основная цель проверки – установить правильность ведения расчетов по совместной деятельности.

В ходе аудита расчетов по совместной деятельности должны быть решены следующие задачи:

- проверка правильности оформления первичных документов с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской либо кредиторской задолженности;

- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской либо дебиторской задолженности.

Источниками информации являются: хозяйственные договоры, в том числе договор простого товарищества; накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок, книга продаж; учетные регистры по счетам 60, 62, 79, 80; бухгалтерская отчетность.

Для того, чтобы наметить направления проверки области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету по совместной деятельности и внутрифирменных расчетов.

Проверяемое предприятие может выступать участником простого товарищества. Исходя из сущности и характера деятельности простого товарищества, организуется и процесс проверки. Прежде всего проверяется наличие и содержание договора простого товарищества: цель деятельности, ее участники, кому поручено ведение общих дел, порядок объединения имущества, выполнения работ, распределения прибыли и имущества и т.д.

Если проверяемое предприятие является товарищем, который ведет общие дела, то по каждому договору устанавливается фактический порядок оформления и учета совершаемых операций, правильность расчета и уплаты налогов в бюджет. Если проверяемое предприятие выступает «обычным» товарищем, то аудитор проверяет правильность отражения в учете операций по передаче вклада, получению доходов (убытков) от деятельности товарищества, расчета налогов на прибыль и на имущество предприятия.

Договор простого товарищества имеет ряд особенностей:

1) бывает не двусторонним, а многосторонним, то есть в нем участвуют более двух товарищей;

2) его исполнение носит длящийся характер;

3) он предполагает определенную внешнюю реализацию, требуя от товарищей вступать в отношения с третьими лицами, т.е. имеет своею задачею заключение других договоров;

4) интересы контрагентов совпадают, так как имеется общая цель у участников совместной деятельности;

5) объединение имущества и усилий участников для достижения поставленной цели согласно условиям договора.

Причиной многих ошибок, допускаемых предприятиями при ведении учета совместной деятельности, является незнание требований, предъявляемых основными законодательными и нормативными актами.

Совместная деятельность предусматривает следующие обязательные условия ее ведения.

1. Наличие договора о совместной деятельности, оформленного в соответствии с ГК РФ, в котором должны быть обязательно определены:

- участники совместной деятельности;

- предмет (цель) договора;

- конкретная расшифровка взносов участников;

- порядок распределения прибыли и убытков деятельности между участниками;

- срок действия договора;

- порядок распределения имущества, созданного (приобретенного) в ходе совместной деятельности.

2. Наличие обособленного баланса совместной деятельности.

3. Ведение бухгалтерского учета совместной деятельности в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества.

4. Для отражения в бухгалтерском учете расчетов по денежным и имущественным взносам участников договора простого товарищества, распределению полученной прибыли или убытка, других операций рекомендуется использовать счет 80.

Наиболее распространенные ошибки при оформлении операций по договору простого товарищества:

1) неверное составление договора;

2) использование договора совместной деятельности для уклонения от уплаты НДС, прикрытия денежных займов между юридическими лицами и т.д.;

3) нарушение порядка ведения бухгалтерского учета;

4) ненадлежащее ведение учета;

5) отсутствие первичных документов или неполное их оформление;

6) отсутствие факта объединения имущества и усилий;

7) неправильное документальное оформление договора простого товарищества или полное его отсутствие.

г) Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей.

Цель аудита – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов, платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются: Положение об учетной политике предприятия, «Бухгалтерский баланс» (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), декларация по отдельным налогам и платежам, расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др., Главная книга и др.

 

В ходе аудиторской проверки, по каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:

- правильность исчисления налогооблагаемой базы;

- правильность применения налоговых ставок;

- правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

- правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;

- правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 68, 69;

- правильность составления налоговой отчетности.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.

Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок и наметить объекты для углубленного контроля.

В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов аудиторы, выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показатели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий.

Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счетам 68, 69. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, заработной платы персонала).

При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов аудиторам необходимо проверить правильность применения цен по сделкам. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг) указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако, при отклонении цен более чем на 20% от рыночной цены идентичных товаров (работ, услуг), аудиторы должны рекомендовать руководству предприятия доначислить налог на прибыль и пени.

Важное значение придается и проверке учета доходов от операционных, внереализационных и чрезвычайных операций, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления, независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения при условии фактической оплаты.

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности, кроме того, аудиторы должны установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 и 69 данным синтетического учета в главной книге и показателям отчетности.

В ходе проверки расчетов по налогу на прибыль аудитор применяет следующие процедуры:

- сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данными главной книги;

- подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверку остатков;

- анализ расчета налога на прибыль сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчетной суммами налога на прибыль;

- обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога;

- пересчет и проверку правильности подсчетов по данным налогового учета;

- сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога.

В ходе аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению аудитор проверяет своевременность отчислений и уплаты взносов в Фонд социального страхования, в Фонд медицинского страхования и 3,4%, в Пенсионный фонд, представляющих собой единый социальный налог. Аудит предполагает проверку расчетов сумм отчислений и их налогооблагаемую базу, правомерность ее формирования из различных уплачиваемых работниками сумм – для проверки используются данные счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:

- анализ налоговых деклараций за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;

- выявление остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных отклонений;

- анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный год;

- проверка правомерности применения налоговых вычетов по НДС;

- проверка правомерности и правильности применения льгот по НДС.

При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализованных товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудитор должен:

- выверить остатки по Главной книге;

- составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС;

- выверить данные по декларациям, представленным в налоговые органы;

- проанализировать правильность применения ставок налога;

- пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;

- проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;

- определить периодичность уплаты НДС;

- проверить выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогам путем сравнения с данными банковских выписок во избежании пеней и штрафов.

Особое внимание аудитор должен уделять правомерности применения налоговых вычетов по НДС. Выполнение работ по аудиту налоговых вычетов может быть разделено на два этапа. На первом этапе проводится предварительная оценка существующей в организации системы исчисления НДС. На втором этапе осуществляется проверка правильности учета НДС по приобретенным ценностям, работам и услугам и правомерности налоговых вычетов.

Аудитор выясняет:

- как определен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения;

- как организована работа по исчислению НДС;

- каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности;

- ведется ли раздельный учет и какова его методика;

- осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;

- производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами.

Типичные ошибки:

1) неверное исчисление налогооблагаемой азы по отдельным налогам;

2) неправомерное отражение налоговых вычетов по НДС;

3) ненадлежащее ведение учета;

4) неправильное определение налоговых льгот;

5) несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности;

6) нарушение сроков платежей по налогам;

7) применение неверной ставки налога;

8) неточный учет пеней и штрафов;

9) искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам.