Тест «Два домика» на выявление характера отношений со сверстниками
Стимулъный материал. Лист бумаги, на котором нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше, -красного цвета, а другой - черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.
Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого
из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
I | ||||
Проведение теста. В процессе рисования детям рассказывают, что в одном, красном, домике много разных игрушек, книжек, а в другом, в черном, игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех кого он хочет поселить в черный. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Анализ результатов. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети, либо дети конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Этих детей особенно рекомендуется протестировать методом «Маски», для того чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить наличие стремления к доминированию, которое обычно присуще именно конфликтным детям.