Понятие возраста. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития

Понятие возраста как цикла развития, имеющего свою структуру и динамику по Л.С. Выготскому. Проблема хронологических границ психологического возраста. Критерии психологического возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования, кризис в представлениях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Понятие возрастной периодизации. Л.С.Выготский о трех группах периодизаций. К первой группе отнесены попытки периодизации на основе «ступенчатообразного» построения процессов (Ст. Холл, А. Валлон, Р. Заззо); вторую группу составляют концепции на основе выделения одного из признаков детского развития (П.П. Блонский, З. Фрейд); третья группа основана на выделении существенных особенностей самого детского развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Современные тенденции в решении проблемы периодизации (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Понятие психического развития как закономерного процесса изменения психических процессов, состояний и свойств индивида в процессе обучения, воспитания, приобретения опыта и т.п. Характеристика закономерностей психического развития: необратимость, сензитивность, неравномерность, интеграция психики, преемственность психического развития, мобильность границ возраста, индивидуализация, пластичность и компенсаторность, цикличность, «метаморфозы», сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.